Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Содержание

Прокуратура и следственный комитет: в чем разница

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Система правоохранительных органов в Российской Федерации довольно развита. Сегодня образовано большое количество самостоятельных подразделений, обладающих определенной компетенцией и направлениями деятельности. До 15.01.

2011 СК РФ входил в структуру Прокуратуры РФ, затем произошло их разделение. Несмотря на разные названия и полномочия, оба органа регулярно пересекаются в своей деятельности.

Поговорим об отличиях прокуратуры от следственного комитета.

Основное различие

Чтобы понять разницу, необходимо изучить базовые определения:

  • Прокуратура РФ – это система органов, функция которых заключается в надзоре за исполнением норм действующих законов, а также за соблюдением интересов населения. Особым видом деятельности этого органа является участие в уголовном процессе в качестве гособвинителя.
  • Следственный комитет РФ (СК РФ) – государственный орган, основная задача которого — расследование сложных и тяжких преступлений.

Исходя из этого, видно, что деятельность прокурора направлена на защиту прав граждан, а следователя – на расследование преступлений. Между собой они пересекаются в рамках уголовного процесса, однако у каждого свои функции, полномочия.

Прокуратура РФ

Органы прокуратуры занимаются надзором за соблюдением законов и прав граждан во всех отраслях.  Любой гражданин может свободно обратиться, заявить о нарушениях и попросить о помощи. Кроме этого, прокуратура представляет обязательную сторону обвинения при рассмотрении уголовных дел в суде, часть из которых готовит СК РФ.

Основным НПА, регулирующим положение органа, является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В нем закреплены ключевые моменты: структура, полномочия, задачи, функции порядок работы.

Прокуратура РФ не относится ни к одной из существующих ветвей власти.

Структура

Прокуратура Российской Федерации – это централизованная система, образованная по принципу вертикальной власти (вышестоящие и нижестоящие прокуроры). Руководит системой Генпрокурор РФ. Основное звено состоит из прокуратур областей, городов и районов, вышестоящее звено – Генпрокуратура РФ.

Функции

Основная задача – осуществление надзора за:

  • исполнением законов органами государственной и местной власти;
  • исполнением законов следователями и дознавателями, в том числе субъектами ОРД;
  • соблюдением прав и интересов граждан.

Кроме надзорных функций, прокурор рассматривает обращения граждан, участвует в гражданском (45 ГПК РФ), административном и уголовном (45 УПК РФ) судопроизводстве.

Прокурор вправе самостоятельно составить и обратиться в суд с исковым заявлением для защиты прав гражданина. Если гражданин не в силах самостоятельно защищать свои интересы, это становится обязанностью прокурора. Также он обязан давать заключения при рассмотрении в суде некоторых категорий дел.

Прокурор вправе по своей инициативе возбудить дело о совершенном правонарушении. По отношению к уголовным делам такое полномочие отсутствуют – он может только инициировать решение перед уполномоченным органом.

При выявлении нарушений прокурор применяет специальные меры реагирования:

Следственный комитет Российской Федерации

После отделения от прокуратуры, СК РФ стал самостоятельным органом, осуществляющим следствие по сложным и тяжким уголовным делам. Например, по общему правилу убийство расследуется СК РФ, а кража – МВД РФ.

Кто главнее

Рассмотренные органы являются независимыми и ни одна из сторон не может вмешиваться в процессуальную деятельность другого участника. Однако в рамках уголовного процесса Прокуратура РФ и СК РФ активно пересекаются.

Прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью следователей. При выявлении нарушений он применяет соответствующие меры реагирования. Бездействие или незаконные действия следователей, могут быть обжалованы прокурору.

Результат деятельности следователя по делу – обвинительное заключение – всегда направляется прокурору, который проводит проверку и утверждает его, либо отправляет на доработку.

Таким образом, несмотря на недопустимость вмешательства следователей и прокуроров в деятельность друг друга, их раздельное существование невозможно. С практической стороны можно говорить о некотором превосходстве прокуратуры – она контролирует, следит за работой, поручает исправлять нарушения.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/prokuratura-i-sledstvennyj-komitet.html

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев.

“Попрессовали, отобрали и отпустили”, — резюмировал Путин и подчеркнул, что “прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия”.

Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс.

уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. “То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая”, — заявил он радиостанции “Вести-FM”.

Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями.

“У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде”, — подсказал Владимир Путин.

Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. “Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов…

Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию”, — сказал он.

Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Взлет комсорга

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях.

Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях “совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства”, обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора.

Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной.

К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус “при прокуратуре” для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР.

Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс.

случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки.

Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве “Невского экспресса” — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить).

За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. “Прокурорами выявлено почти 30 тыс.

нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел…

” — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. “Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас.

Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся”, — говорил он в одном из интервью.

Бокс в судах

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта.

Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно.

В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование.

Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование “за отсутствием состава преступления”.

В деле об убийстве журналиста “Новой газеты” Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия.

Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия.

Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Генеральное сражение

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

После этого самым скандальным эпизодом противостояния стало дело о подмосковных казино, разыгравшееся в 2011 году. Следственный комитет объявил о раскрытии сети нелегальных игорных заведений в Подмосковье.

Хотя операцию проводили ФСБ и МВД, и полицейские тоже оказались замешаны в криминальных схемах, центральным стало обвинение именно прокуроров в “крышевании” казино. Генпрокуратура упорно отказывалась утверждать обвинительные заключения в отношении своих соратников, а следователи столь же упорно заводили новые дела.

В итоге 14 прокуроров лишились должности, а апогея конфликт достиг, когда один из свидетелей назвал сына Юрия Чайки Артема Чайку причастным к организации казино, и следователи собрались вызывать его на допрос.

Мирить развоевавшихся силовиков пришлось Дмитрию Медведеву, который дважды публично делал внушения и наконец пригласил обоих руководителей к себе и пригрозил увольнением тем, кто “давит на следствие, привлекая СМИ” а равно и тем, кто замешивает в разборки детей. После этого Юрий Чайка был переутвержден в должности, а дело постепенно развалилось и никто не сел — в 2014 году были закрыты дела по последним двум фигурантам, так что следователи, можно сказать, проиграли.

Политические интриги

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам.

Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ.

Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие “объективной истины” и возложив на суд право сбора доказательств.

Хотя в открытую схватку после игорного дела ведомства больше не вступали, противостояние никуда не исчезло. Перетягивание полномочий продолжалось и продолжается до сих пор.

Юрий Чайка не переставал критиковать следователей и напоминать об их бесконтрольности.

И год назад прокуроры добились того, что им вернули право надзирать за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека в самом СКР.

Признаки противостояния главных прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах.

Взять, к примеру, дело оппозиционера Алексея Навального по “Кировлесу” — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии.

Следователи “сшили” Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный.

Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.

И когда недавно появилось скандальное расследование Навальным сомнительного бизнеса сыновей Юрия Чайки, в соцсетях некоторые блогеры немедленно стали выискивать в этом “руку Бастрыкина”. Хотя для этого надо допустить совсем уж полный моральный релятивизм оппозиционера, который сначала рьяно разоблачал одного, а потом другого.

Просто если в наличии имеется всем известное противостояние, то все плохое, что происходит с одной стороной конфликта, неизбежно будет первым делом объясняться происками другой стороны, и наоборот. И в будущем такие же объяснения будут точно так же появляться в первую очередь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/12/04/Kak_i_iz-za_chego_voevali

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 43 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия.

Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью.

К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Что такое Следственный комитет РФ

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Источники:

Закон о прокуратуре

Закон о следственном комитете

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chem-otlichaetsya-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta/

Чем отличается прокуратура от следственного комитета{q} || Общее понятие полиция прокуратура следственный комитет суд

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Правоохранительные органы России:

  • конституционный суд и контроль;
  • МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
  • суды общей юрисдикции;
  • адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
  • министерство юстиции;
  • ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
  • прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.

Правоохранительные органы в стране выполняют самые важные функции: охрану общественного и

https://www..com/watch{q}v=ytadvertiseru

защиту свобод и прав граждан, укрепление правопорядка и законности, охрану интересов и законных прав различных предприятий и организаций, а также борьбу с преступностью. При этом правоохранительные органы РФ делятся на три основных вида: прокуратуру, МВД и Министерство юстиции.

Министерство юстиции

Министерство юстиции – орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:

  • центральный аппарат;
  • организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
  • территориальные органы и учреждения.

Основная деятельность органа заключается в правовом обеспечении деятельности Президента и Правительства РФ, создании необходимых реформ, функционировании судов, госрегистрации нормативных актов и уставов объединений, организации и развитии юридических услуг, повышении квалификации кадров юстиции, организации деятельности по охране интересов и прав граждан, организации исполнительной и уголовной системы и их правовое обеспечение.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Предлагаем ознакомиться:  Судебные расходы и судебные издержки

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Закон о прокуратуре

Закон о следственном комитете

США отличаются от других стран тем, что единого полицейского управления там просто нет, понятия «полиция США» тоже. Каждый крупный город и штат располагает своим полицейским ведомством, которое абсолютно не зависит от других. Причем такие отдельные ведомства могут иметь даже частные крупные транспортные предприятия.

Федеральные ведомства в США есть, но они расследуют именно федеральные преступления. Например, ФБР, АНБ и т. д. Основная нагрузка ложится на полицию городов и штатов, где начальник полиции носит звание комиссара. Шефа полиции назначает глава штата или города, также он может быть выбран законодательным органом или всенародным анием.

В Великобритании существует следующая судебная система:

  • Верховный суд – в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
  • Суд Короны – считается высшим по уголовным делам;
  • Высокий суд – включает Канцлерское и Семейное отделения;
  • Окружные суды;
  • Суды магистрата – в них входят мировые и полицейские отделения;
  • Специализированные суды – военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии – это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.

Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:

  • кассационный суд, в который входят палаты по гражданским и уголовным делам;
  • апелляционный суд, включающий те же палаты;
  • трибуналы – основное звено системы, где дела рассматриваются коллегиально (состоят из трех судей и включают в себя также отделения по гражданским и уголовным делам);
  • специальные органы, в которые входят суда: высший, государственной безопасности, морской, военный, коммерческий, третейский и т.д.

Одновременно во Франции есть Государственный совет – он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров.

В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел.

Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства.

Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия.

Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.

Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.