Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Настоящая инструкция разработанана основе требований законодательных и иных нормативных правовых актов,содержащих государственные требования охраны труда, правил по охране труда наавтомобильном транспорте и предназначена для водителя легкового автомобиля.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Ксамостоятельной работе водителем автомобиля допускается работник не моложе 18лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическоеосвидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический(в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране трудаи проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водительавтомобиля обязан:

— соблюдатьПравила внутреннего трудового распорядка;

—выполнять только ту работу, которую ему поручили;

— знатьместонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, незагромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметьоказывать пострадавшим первую помощь;

—применять средства индивидуальной защиты.

1.3. Курениев помещениях, предназначенных для стоянки транспортных средств, а также настоянках под навесом или на площадках запрещается.

1.4. На водителяавтомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственныхфакторов:

— движущихсямашин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования,инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острыхкромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологическогооборудования, инструмента;

—повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышеннойили пониженной температуры поверхностей технологического оборудования,материалов;

— недостаточнойосвещенности рабочей зоны;

—нервно-психических перегрузок..

1.5. Водителяавтомобиля обеспечивается средствами индивидуальной защиты соответствии с типовымиотраслевыми нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.
Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или дежурный
Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий дежурный
Перчатки хлопчатобумажные или перчатки трикотажные с полимерным покрытием 6 пар
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

1.6. Водительавтомобиля не допускается к управлению автомобиля в случае:

— истечениясрока действия водительского удостоверения;

— выявленногов результате обязательного медицинского освидетельствования медицинскихпротивопоказаний;

— лишенииправа на управление транспортными средствами.

1.7. Приемпищи проводится в специально отведенных помещениях, на рабочем месте приниматьпищу запрещено.

1.8. Кработе не допускаются водители автомобиля находящиеся всостоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблениемнаркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающихвеществ.

1.9. Запрещается эксплуатация автомобиляпри отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельцатранспортного средства.

1.10. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящегоруководителя о каждом несчастном случае, о всех замеченных им нарушенияхПравил, инструкций по охране труда, неисправностях оборудования, инструмента,приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.

1.11. Лица,не выполняющие настоящую Инструкцию, привлекаются к ответственности согласнодействующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед выездом на линию водительдолжен:

— пройти предрейсовый медосмотр;

— получить у диспетчера путевой лист иинструктаж об условиях работы на линии.

2.2. Совместно с механиком проверитьтехническую исправность и укомплектованность автомобиля и получитьсоответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратитьна:

— исправность аккумуляторной батареи,стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей салона,отопительного устройства, глушителя и плотность его соединений и т.д.;

— отсутствие утечки топлива, масла,охлаждающей жидкости;

— давление воздуха в шинах и ихисправность;

— надлежащую укомплектованностьавтомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и ихисправность.

2.3. Перед пуском двигателя транспортногосредства необходимо убедиться, что транспортное средство заторможено стояночнымтормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральноеположение.

2.4. Перед пуском двигателя транспортногосредства, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительноотключить и отсоединить элементы подогрева.

2.5. Обо всех недостатках инеисправностях инструмента, приспособлений и средств защиты, обнаруженных приосмотре, доложить руководителю работ для принятия мер к их устранению.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки натерритории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно дляработников и других посторонних лиц.

3.2. Скорость движения транспортного средства по территорииорганизации не должна превышать 20 км/ч, в помещениях — 5 км/ч, на площадкахдля проверки тормозов — 40 км/ч.

3.3 Во время работы на линии водительдолжен:

— быть внимательным, не отвлекаться отвыполнения своих обязанностей, запрещено самопроизвольно отклоняться отмаршрута, указанного в путевом листе;

— перевозить в салоне автомобиля токоличество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя наэксплуатируемое транспортное средство;

— во время движения избегать резкихторможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге,соображениями безопасности;

— скорость движения автомобиля выбирать сучетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этомтребования дорожных знаков к скорости ТС;

— выбирать интервал между движущимисяавтомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении помокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтомуинтервал между автомобилями необходимо увеличить;

— при маневрировании, перестроении изряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться вполной безопасности маневра.

3.4. При остановке транспортного средствадолжна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующимобразом:

— выключено зажигание или прекращенаподача топлива;

— рычаг переключения передач(контроллера) установлен в нейтральное положение;

— транспортное средство заторможеностояночным тормозом.

3.5. При выходе из кабины транспортногосредства на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться вотсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.6. Перед подачей автомобиля назадубедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

3.7. При накачивании или подкачивании вдорожных условиях снятого с транспортного средства колеса необходимо в окнодиска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины илиположить колесо замочным кольцом вниз.

3.8. Пробку радиатора на горячемдвигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием средствиндивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следуетоткрывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторонуоткрывающего.

3.9. При остановке и стоянке нанеосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условияхнедостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включеныгабаритные или стояночные огни.

3.10. При заправке транспортных средствтопливом заправочные пистолеты следует брать с применением средствиндивидуальной защиты рук, соблюдая осторожность и не допуская обливания ипопадания топлива на кожу рук и тела.

3.11. В зимнее время запрещается:

— выпускать в рейс транспортные средства,имеющие неисправные устройства для обогрева салона;

— прикасаться к металлическим предметам,деталям и инструменту без применения средств индивидуальной защиты рук;

— подогревать (разогревать) двигатель,другие агрегаты автомобиля, а также оборудование топливной системы открытымпламенем.

3.12. Если во время работы на линиивозникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленногоустранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотретьтранспортное средство.

3.13. При ремонте автомобиля пользоватьсяисправным и предназначенным для этой цели инструментом:

— гаечные ключи должны подбиратьсясоответственно размерам гаек и болтов; запрещается работать гаечными ключами снепараллельными, изношенными губками;

— не разрешается отвертывание гаекключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранямигайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другогоключа или трубы;

— поверхность всех ручек для инструментовдолжна быть гладкая, без заусенцев и трещин; запрещается пользоватьсяинструментом с плохо укрепленной деревянной (пластиковой, прорезиненной и т.п.) ручкой, а также с неисправной ручкой.

3.14. Перед подъемом части автомобилядомкратом выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом,удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.

3.15. При вывешивании автомобиля намягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить поддомкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установитьдомкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

3.16. На автозаправочной станции (АЗС)запрещается:

— курить и пользоваться открытым огнем;

— производить ремонтные и регулировочныеработы;

— заправлять автомобиль топливом приработающем двигателе;

— допускать перелив и разлив топлива;

— работать без средств индивидуальнойзащиты рук.

3.17. Водителю автомобиля запрещается пользоватьсяво время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством,позволяющим вести переговоры без использования рук

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощьпострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаковгорения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— при невозможности самостоятельнойликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назватьадрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своемунепосредственному руководителю.

4.3. При дорожно-транспортномпроисшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (нетрогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию ивыставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение кпроисшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать мерыпредосторожности.

4.4. Если в результатедорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель,причастный к нему, обязан:

— принять меры для оказания первой помощипострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

— в экстренных случаях отправитьпострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своемтранспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить своюфамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлениемдокумента, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения ирегистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к меступроисшествия;

— освободить проезжую часть, еслидвижение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, втом числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средствпо отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы,относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению иорганизации объезда места происшествия;

— записать фамилии и адреса очевидцев иожидать прибытия сотрудников полиции.

4.5.

Если в результатедорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель,причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортныхсредств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможнымиспособами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положениетранспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожнойинфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждениятранспортных средств.

Водители, причастные к такомудорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полициюи могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии сзаконодательством об обязательном страховании гражданской ответственностивладельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортномпроисшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудниковполиции.

Если в соответствии с законодательствомоб обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформленыбез участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный кнему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся вполицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформлениядорожно-транспортного происшествия.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работы:

— привести в порядокавтомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание,затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг переключенияпередач в нейтральное положение;

— снять спецодежду и другиесредства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения;

—  вымыть руки тёплой водой с мылом;

— обо всех замеченных впроцессе работы неполадках и неисправностях, а также о других нарушенияхтребований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

ссылкой:

Источник: https://xn--b1agjaakuyfdln4b.xn--p1ai/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-voditelja-legkovogo-avtomobilja/

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства, разработанная на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 06.02.2018, доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства разработана на основании приказа Минтруда и соцзащиты РФ № 59н от 6 февраля 2018 г. 1.2. Выполнение требований настоящей инструкции обязательно при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств (далее – АТС). 1.3.

Настоящая инструкция не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий. 1.4.

К самостоятельной работе в качестве водителя АТС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, а также прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, изучившие техническую документацию, инструкцию по эксплуатации применяемого АТС, прошедшие обучение безопасным методам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую группу по электробезопасности. а также прошедшие обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях. 1.5. Водитель АТС должен проходить: — повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 3 месяца; — внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней); — периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ; — очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в год. 1.6. Водитель АТС обязан: — соблюдать Правила трудового распорядка; — соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; — соблюдать требования к эксплуатации автомобиля; — соблюдать Правила дорожного движения; — использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты. 1.7. Водитель АТС должен: — уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае; — иметь в машине медицинскую аптечку оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения; — выполнять только порученную работу и не передавать ее другим; — во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе; — содержать рабочее место в чистоте и порядке. 1.8. Водитель АТС должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок. 1.9. При обнаружении неисправностей АТС, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на АТС. 1.10. При эксплуатации АТС на работников возможно воздействие следующих вредных и /или опасных производственных факторов: — движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы; — падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента); — острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента; — повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; — повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов; — повышенная или пониженная температуры воздуха рабочей зоны; — повышенный уровень шума на рабочем месте; — повышенный уровень вибрации; — повышенная или пониженная влажность воздуха; — повышенная подвижность воздуха; — отсутствие или недостаточное естественное освещение; — недостаточная освещенность рабочей зоны; — физические перегрузки; — нервно-психические перегрузки. 1.11. Водитель АТС должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. 1.12. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию. 1.13. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются. 1.14. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается. 1.15. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри производственных территорий. 1.16. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории автотранспортной организации должны постоянно находиться в закрытом положении. 1.17. Для движения транспортных средств по территории автотранспортной организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот автотранспортной организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток. 1.18. Для прохода работников на территорию автотранспортной организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию автотранспортной организации через въездные ворота. 1.19. При эксплуатации транспортных средств работодатель обязан обеспечить оптимальный режим труда и отдыха водителей АТС в части продолжительности их работы и отдыха, в том числе на основе использования тахографов в установленном действующим законодательством РФ порядке. 1.20. Запрещается употребление спиртных напитков, появление на работе и управление АТС в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. 1.21. Водитель АТС обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, а также обо всех замеченных неисправностях. 1.22. При обнаружении возгорания или в случае пожара: — остановить АТС, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов; — приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. 1.23. При несчастном случае оказать пострадавшему первую помощь, немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.24. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе, застегнуться, не допуская свободно свисающих концов, обувь застегнуть либо зашнуровать, надеть головной убор. 2.2.

Не закалывать спецодежду булавками, иголками, не держать в карманах острые и бьющиеся предметы. 2.3.

Перед выездом водитель АТС совместно с механиком гаража внешним осмотром обязан убедиться в полной исправности АТС и проверить: — техническое состояние АТС и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей; — отсутствие протекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных АТС герметичность газовой аппаратуры и магистралей; — давление воздуха в шинах в соответствии с нормами; — наличие исправного инструмента и приспособлений; — заправку АТС топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее, после чего механик вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии АТС; — наличие тахографа, огнетушителя и аптечки для оказания первой помощи, а также жилета со светоотражающими полосами. 2.4. Водителю АТС запрещается отправляться в рейс, если техническое состояние АТС и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил дорожного движения. 2.5. Перед выездом получить инструктаж по охране труда об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направлении в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс проверить укомплектованность АТС исправными металлическими козелками (подставками), лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, цепями противоскольжения (в зимнее время). 2.6. Перед пуском двигателя АТС необходимо убедиться, что АТС заторможено стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение. 2.7. Перед пуском двигателя АТС, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева. 2.8. Пуск двигателя АТС должен производиться при помощи стартера. 2.9. В исключительных случаях (неисправность стартера, пуск «холодного двигателя») пуск двигателя АТС допускается производить с помощью пусковой рукоятки. При пуске двигателя АТС с помощью пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования: — пусковую рукоятку поворачивать снизу верх; — не брать рукоятку в обхват большим пальцем (пальцы руки должны быть с одной стороны); — при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание.

2.10. Запрещается применять рычаги либо иные приспособления для усиления воздействия на пусковую рукоятку.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Источник: https://xn------7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B0%D1%82%D1%81.html

Тои р-200-01-95 типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства

Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

от 27 февраля 1996 г. N 16

Согласовано с ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

7 августа 1995 года

Вводится в действие –
с 27 февраля 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 1
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

ТОИ Р-200-01-95

Разработана Государственным научно – исследовательским институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее – водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция N 17); при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18); при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (Инструкция N 19); при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. Общие требования безопасности

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

вывешенный автомобиль или его агрегаты; горячая вода и пар; легковоспламеняющиеся вещества; газы и другие токсичные вещества; этилированный бензин; оборудование, инструмент, приспособления;

падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей автокранов и тягачей:

комбинезон хлопчатобумажный; рукавицы комбинированные двупалые. Зимой в особом и IV поясах дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке; брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

валенки.

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

перчатки хлопчатобумажные.

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно:

фартук резиновый с нагрудником; перчатки резиновые;

нарукавники хлорвиниловые.

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа “Пингвин”.

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности – сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).
Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен:

3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.

; отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости; давление воздуха в шинах и их исправность;

надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры.

Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

отключить и отсоединить элементы подогрева; затормозить автомобиль стояночным тормозом; поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение; проверить герметичность системы питания;

проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

не брать рукоятку в обхват; пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх; при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

производить пуск двигателя путем буксировки; подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем; выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании; оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны быть полностью открыты или закрыты; применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей; ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением; останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля; проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

4. Требования безопасности во время работ

4.1. При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле – самосвале дополнительно только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля – цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

Источник: https://Dogma.su/instructions/otrasl/auto/detail.php?ID=884

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя автотранспортного средства
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1 К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника. 1.2 Водитель автомобиля, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, не должен приступать к работе. 1.3 Водитель автомобиля должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые в Обществе. 1.4 Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждёнными работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. 1.5 При выполнении работ на водителя автомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: -вывешенный автомобиль или его агрегаты; -горячая вода и пар; -легковоспламеняющиеся вещества; -газы и другие токсичные вещества; -этилированный бензин; -оборудование, инструмент, приспособления; -падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории. 1.5.1 Автомобиль, вывешенный только подъёмным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя. 1.5.2 Горячая, охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги. 1.5.3 Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва. 1.5.4 Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжёлым отравлениям. 1.5.5 Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой. 1.5.6 0борудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам. 1.6 Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован. 1.7 Водитель автомобиля должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог и Коллективным договором. 1.8 Водитель автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах. 1.9 Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности – сообщить на предприятие и вызвать техпомощь. 1.10 При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного руководителем ответственным за соблюдение требований безопасности. 1.11 Водитель автомобиля должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приёмом пищи и курением вымыть руки с мылом.

1.12 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен: 2.1.1 Пройти предрейсовый медосмотр. 2.1.2 Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза. 2.1.3 Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля. При осмотре особое внимание обратить на: -исправность аккумуляторной батареи, стартёра, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.; -отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости; -давление воздуха в шинах и их исправность; -надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность. 2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен: -отключить и отсоединить элементы подогрева; -затормозить автомобиль стояночным тормозом; -поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение; -проверить герметичность системы питания; -проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе). 2.3 Водитель автомобиля может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартёра или при пуске двигателя после ремонта. 2.4 При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель автомобиля должен соблюдать следующие требования безопасности: -не брать рукоятку в обхват; -пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх; -при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание; -не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку. 2.5 Водителю автомобиля запрещается: -производить пуск двигателя путем буксировки; -подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;

-эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

3. Требования охраны труда во время работы

Источник: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/165/145316/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.