Как проводят следственный эксперимент по ДТП?

Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП | Студент-Сервис

Как проводят следственный эксперимент по ДТП?

Осмотр места происшествия

До выезда на место происшествия следует позаботиться об оказании помощи пострадавшим, подготовке технических средств осмотра, приглашении необходимых специалистов (судебного медика, криминалиста, автотехника и т.п.), охране места происшествия.

При организации осмотра места происшествия следует иметь в виду, что имеющиеся следы могут быть уничтожены погодными факторами, участниками дорожного движения, заинтересованными лицами.

Поэтому движение следует полностью или частично перекрыть, место происшествия оцепить, неустойчивые следы накрыть, избегая соприкосновения с их поверхностью.

На стадии общего осмотра с учётом показаний очевидцев нужно определить границы осмотра и его порядок.

Рекомендуется начинать осмотр с участка, на котором находилось транспортное средство непосредственно перед появлением факторов, создавших аварийную ситуацию. Если выявить эту точку невозможно, то начинать следует от места наезда, столкновения и т.п.

В процессе детального осмотра устанавливаются взаимное расположение объектов, следов, их состояние. По ходу осмотра производятся необходимые измерения.

Важным элементом следственного действия является осмотр следов транспортного средства. При осмотре следов колёс измеряется длина следа (отдельно качения, скольжения и т.п.), в случае, если автомобиль крылся необходимо измерить ширину колеи, длину колеса и по возможности – базу автомобиля. Следы описываются в протоколе, фотографируются, с них изготавливаются слепки, зарисовки.

Если происшествие окончилось смертью пострадавшего, то осмотр места происшествия включает в себя осмотр трупа. При этом фиксируется его положение по отношению к предметам обстановки, транспортному средству, поза, состояние одежды, телесные повреждения.

Осмотр транспортного средства является важным элементом ОМП. Желательно, чтобы данный осмотр проводился с участием специалиста – автотехника. При осмотре фиксируется тип, марка, номерной знак автомобиля. Важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения.

Осуществляется тщательный поиск следов, появившихся в процессе ДТП – кровь, волосы, частицы мозгового вещества, волокна ткани от одежды потерпевшего, частицы покрытия объектов, с которыми контактировало транспортное средство, в том числе следы лакокрасочного покрытия другого автомобиля (при столкновении).

Как правило, осмотр начинают с той части транспортного средства, которая находилась в контакте с другими объектами (чаще это передняя часть автомобиля).

При осмотре кабина фиксируется положение переключателей источников освещения, указателей поворота, ручного тормоза, рычага переключения скоростей. Осуществляется поиск следов рук, ног, микрочастиц с одежды водителя и пассажиров, их волос и крови, особенно если есть основания полагать, что водитель и пассажиры также получили повреждения.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются планы и схемы.

Допросы свидетелей

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут выступать очевидцы события, знакомые и родственники потерпевших, сослуживцы водителя – профессионала, сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, медицинские работки, оказывавшие помощь пострадавшим.

Основное внимание необходимо обратить на допрос очевидцев, поскольку их показания, как правило, наиболее объективны. Следует выявить максимальное количество очевидцев прямо на месте происшествия.

Свидетелями могут оказаться водители и пассажиры транспортных средств, находящиеся на дороге во время ДТП, пешеходы, местные жители. Очевидцы могут быть установлены и с помощью средств массовой информации.

Как показывает практика, в тех случаях, когда очевидцы сами приходят к следователю через некоторое время после ДТП, то, как правило, ими оказываются люди, пришедшие по просьбе заинтересованной стороны с целью дать искажённые показания.

Чаще всего, данные «очевидцы» вообще отсутствовали на месте происшествия. При подозрении на сговор с кем-либо из заинтересованных лиц, показания должны проверяться особенно тщательно.

Неблагоприятное воздействие на показание очевидцев могут оказать быстротечность и эмоциональность события, поэтому при допросе целесообразно применять приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов и памяти. Этому способствую предъявление схемы и фотографий с места происшествия, допрос на месте происшествия.

При допросе очевидцев необходимо выяснить вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую аварийную ситуацию (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижалась ли скорость, изменялось ли направление движения и т.п.), о положении объектов после аварии.

Если в происшествии участвовал пешеход, нужно выяснить, в каком месте и когда он появился на дороге, куда направлялся, где произошёл контакт с транспортом, где оказался пешеход после наезда. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, где какие события происходили. В этом случае целесообразно произвести проверку и уточнение показаний на месте.

Знакомые и родственники пострадавших допрашиваются о том, с какой целью, куда и в каком состоянии направлялся пострадавший, каково было его здоровье, не страдал ли он физическими и психическими недостатками.

От сослуживцев водителя могут быть получены сведения о его личности, деловых и моральных качествах, уровне профессионализма, добросовестности, состоянии транспортного средства перед выездом и т.п.

Медицинские работники оказывавшие помощь пострадавшим допрашиваются о состоянии потерпевшего, его положении к моменту их прибытия, о том, не говорил ли он что-либо. Особенно важной данная информация может оказаться в случае смерти потерпевшего.

Работников милиции, которые первыми прибыли на место происшествия необходимо допросить о первоначальной обстановке происшествия, о том какие изменения и с какой целью вносились и т.п.

Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого

Данное действие производится с целью установления алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода. Производится освидетельствование в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, больницах, амбулаториях, а при их отсутствии в обычных лечебных заведениях.

В процессе освидетельствования устанавливается сам факт употребления алкоголя или наркотических средств, их количество, давность употребления, степень опьянения.

При этом используется осмотр, экспресс тесты, также у подозреваемого могут быть отобраны образцы крови и мочи для их биохимического исследования.

Допрос подозреваемого и обвиняемого

допроса подозреваемого и обвиняемого диктуется предметом доказывания, то есть, при допросе последовательно должны быть выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Тактика допроса зависит от позиции, занятой допрашиваемым.

В большинстве случаев, обвиняемые склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся облегчить свою участь, ссылаясь на различные обстоятельства: плохое состояние дорожного покрытия, ухудшенную видимость, нарушения со стороны потерпевшего и т.п.

Если подозреваемый или обвиняемый даёт правдивые показания, не следует «успокаиваться», так как по прошествии какого-то времени, при обнаружении неполноты расследования он может изменить свою позицию.

Вся тактика допроса и последующие действия должны быть направлены на подтверждение информации, полученной от подозреваемого, в первую очередь, путём приобщения к делу объективных доказательств.

Если обвиняемый не признаёт вину, при его допросе следует использовать приёмы, основанные на эмоциональном воздействии, обращении к его лучшим личностным качествам, обострении чувства сострадания к потерпевшему и его родственникам. Когда данные приёмы оказываются бесполезными, необходимо приступить к разоблачению лжи путём предъявления собранных доказательств и других приёмов, уместных в данной ситуации.

Особенности назначения экспертиз

Судебно-медицинская экспертиза в настоящее время назначается по всем делам о ДТП, поскольку состав преступления предусматривает только те случаи, когда авария влечёт за собой гибель людей или причинение вреда их здоровью – тяжкого или средней тяжести. На разрешение данной экспертизы ставятся следующие вопросы:
  1. Какова причина и время наступления смерти?
  2. Каково количество, характер, локализация, степень тяжести и механизм образования повреждений на теле пострадавшего?
  3. Какие повреждения образовались во время аварии, а какие до неё?
  4. В каком положении находился пострадавший во время наезда?
  5. Носят ли повреждения прижизненный или посмертный характер?
  6. Какое или какие повреждения привели к смерти пострадавшего?
  7. Не страдал ли пострадавший какими-либо заболеваниями на момент аварии?
  8. Не находился ли пострадавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под воздействием сильнодействующих средств?

В большинстве случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На её разрешение как правило, ставятся следующие вопросы:

  1. Какие повреждения имеются на транспортном средстве, когда они образовались в процессе аварии или до неё?
  2. Каков механизм образования данных повреждений?
  3. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием?
  4. Имел ли водитель возможность при данных условиях видимости, состоянии дорожного покрытия, скорости движения предотвратить происшествие путём торможения?
  5. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой способствовали ДТП?

В распоряжение экспертов, кроме транспортных средств и вещественных доказательств предоставляются материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допросов очевидцев и других свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, фото и видео материалы. Часто эксперту необходимо самому – осмотреть место происшествия.

Для исследования частиц смазки, топлива, лакокрасочного покрытия и т.п. может назначаться криминалистическая экспертиза материалов веществ и изделий (КЭМВИ). Эта же экспертиза проводится в целях исследования волокон, обнаруженных на деталях транспортного средства и произошедших от одежды потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз наиболее часто назначается трасологическая экспертиза для идентификации транспортного средства, установления целого по частям (при исследовании осколков стеклянных элементов транспортного средства), направления движения транспортного средства, идентификации подозреваемого по следам рук и т.п.

В некоторых случаях могут быть назначены комплексные экспертизы: медико-криминалистическая, автотехническая и судебно-медицинская.

Следственный эксперимент

Следственный эксперимент является достаточно распространённым следственным действием при расследовании данной категории уголовных дел.

Проводится он чаще всего для определения границ видимости с мета водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определённого места или конкретным лицом, для определения возможности заноса транспортного средства, ослепления водителя светом фар встречного транспорта, возможности образования отдельных видов следов при определённом положении транспорта и препятствий и т.п.

При проведении следственного эксперимента следует стремиться с наиболее точному воспроизведению обстановки и условий происшествия. В то же время необходимо принять меры строжайшего обеспечения безопасности участников эксперимента и окружающих граждан.

Участок дороги, где проводится эксперимент должен быть надёжно ограждён и охраняем. Опыты должны планироваться так, чтобы не причинить вреда участникам эксперимента.

С этой целью в ряде случаев следует пригласить специалиста, который поможет произвести необходимые расчёты и консультации.

Особенности методики расследования преступлений против безопасности и эксплуатации автотранспорта обуславливаются неосторожной формой вины субъектов преступления. Криминалистическая характеристика отличается наличием таких элементов, как виды и механизм ДТП, а также особенностями личности виновного.

Программа действий следователя включает в себя действия, обязательные для любой следственной ситуации (осмотры места происшествия и транспортных средств, назначение судебных экспертиз, освидетельствования, допросы участников ДТП и очевидцев).

В усложненных ситуациях производятся действия по розыску водителя и транспортного средства, назначаются комплексные судебные экспертизы, проводятся очные ставки.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/taktika-otdelnyh-sledstvennyh-dejstvij-pri-rassledovanii-dtp/

Проведение следственного эксперимента по делу о ДТП

Как проводят следственный эксперимент по ДТП?

Поскольку важно установить фактические значения обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент в принятии законного решения по делу данной категории и установлении виновного лица занимает значительное место. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия[1].

В  то же время, практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы, исходные данные для проведения которой следователь берет из протоколов осмотра места происшествия и транспортных средств, показаний очевидцев и участников происшествия.

Наряду с названными источниками исходных данных для проведения автотехнической экспертизы не последнее место занимает следственный эксперимент. Это связано с динамичностью и быстротечностью дорожно-транспортных происшествий, затрудняющих их точное и полное восприятие.

В качестве объектов изучения по уголовным делам о ДТП выступают обстоятельства, которые могут быть проверены только экспериментальным путем.

Обычно следственный эксперимент проводят для установления и проверки видимости, скорости движения пешеходов и некоторых иных фактов.

При расследовании нарушений правил безопасности движения следственный эксперимент, как правило, проводится на проезжей части дороги, где продолжается движение. Следователь, готовясь к эксперименту, должен исключить опасность причинения вреда его участникам и окружающим.

Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т. п. недопустима.

При подготовке следственного эксперимента следователь должен решить вопросы:

 а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие;

 б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения;

 в) как обеспечить его безопасность;

 г) какие средства регулирования движения следует использовать на время эксперимента;

 д) какие вероятные результаты он может дать.

Следственный эксперимент должен проводиться в условиях, аналогичных проверяемому событию,  в то же время суток и в том же самом месте. Однако на практике, в силу разных причин, это не всегда выполнимо.

Поэтому его можно проводить в иное время суток, ранним утром (если проверяемое событие было днем), либо поздно ночью (если оно произошло при искусственном освещении). Это время наиболее удобно, т. к.

транспортное и пешеходное движение незначительны.

Способы проведения следственного эксперимента заключаются в следующем:

  1. воспроизводство действий участников ДТП;
  2. воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия;
  3. проверка и уточнение данных, полученных при осмотре (ах);
  4. проверка и уточнение показаний участников и очевидцев происшествия.
  5. Если не установлен механизм происшествия и картина произошедшего неочевидна, необходимо воспроизводство действий участников ДТП. Примером такой ситуации может послужить ДТП, при котором в наличии только водитель, а потерпевший (пешеход) скончался и очевидцев происшествия не установлено. При воспроизводстве действий участников ДТП моделируется механизм самого происшествия. В данном случае следует:
  1. проанализировать заключения СМЭ и трасологической экспертизы обуви потерпевшего, сделать вывод о положении потерпевшего пешехода относительно транспортного средства в момент ДТП и его направлении движения;
  2. проанализировать протоколы осмотров мест ДТП и ТС, сделать вывод о направлении транспортного средства, месте наезда и точки соприкосновения транспортного средства с пешеходом;
  3. на месте происшествия, с использованием причастного к ДТП транспортного средства и статиста, установить видимость пешехода с места водителя в тех дорожных условиях, в которых произошло ДТП.Из кабины водителя вместе с водителем автомобиля наблюдают двое понятых, зрение которых должно соответствовать требованиям, предъявлямым к зрению водительского состава[2].
  4. Воспроизводство обстановки и обстоятельств происшествия необходимо в случае:
  5. Комплекс перечисленных действий дает возможность установить видимость препятствия (пешехода) с места водителя, путь движения пешехода, время нахождения его в зоне видимости водителя, и самое важное – определить место возникновения опасности.
  1. если протокол осмотра и показания участников и очевидцев ДТП не несут достаточной информации о механизме ДТП;
  2. не очевидны данные о видимости препятствия с места водителя, в протоколе осмотра отсутствуют сведения о препятствии на проезжей части и вблизи нее;
  3. в материалах дела отсутствуют сведения о направлении движения пешехода и пройденном им пути до места наезда.
  4. Для устранения таких пробелов необходимо на месте происшествия с участниками и очевидцами ДТП, согласно их показаний, установить:
  1. направление движения и положение транспортного средства до момента ДТП и во время его совершения;
  2. положение препятствия в момент ДТП, которое было убрано с места до приезда СОГ;
  3. определить с места водителя видимость препятствия и пешехода, путь движения пешехода в зоне видимости и темп его движения.Комплекс проведенных следственных действий дает возможность установить механизм происшествия, видимость с места водителя, путь пешехода, темп его движения.

Проверка и уточнение показаний участников ДТП и очевидцев проводятся в случае, если возникли неустранимые противоречия в показаниях указанных лиц, которые не удалось устранить в ходе проведения очных ставок.

При выезде на место происшествия всем участникам следственного эксперимента предлагается изложить свою версию события, с фиксацией показаний в протоколе следственного эксперимента и схеме, составляемой вместе с протоколом.

Происходит своего рода наложение данных, полученных от разных участников эксперимента, друг на друга.

После чего, для проведения технических расчетов, назначается и проводится автотехническая экспертиза, заключение которой позволяет говорить о соответствии, либо несоответствии показаний некоторых участников расчетам эксперта и в дальнейшем судить о правдивости и объективности показаний. Данное действие помогает уличить лжесвидетелей, которые в ходе предварительного следствия отказываются от данных ими ранее ложных показаний.

Проверка и уточнение данных, полученных при осмотре (ах), прежде всего необходимы, когда в ходе проведения предварительного расследования возникают противоречия между сведениями, содержащимися в документах, составленных при выезде на место СОГ, и показаниями очевидцев и участников ДТП. Ход действий и их содержание зависят от перечня выявленных противоречий и особенны для каждого конкретного случая.

Результаты фиксируются в протоколе следственного эксперимента и составленной к нему схеме.

[1] Криминалистика : учебник / под ред. Е. П. Ищенко. М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М., 2008. С. 691–711.

[2] Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. – М. : Изд. Экзамен, 2008.

Источник: https://magref.ru/provedenie-sledstvennogo-eksperimenta-po-delu-o-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.