Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс

Основные задачи и функции отдела дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области

Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс

Основные задачи и функции

отдела дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области

1.  Общие положения

1.

1 Отдел дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области – специализированное подразделение дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области реализует в пределах своей компетенции исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

1.

2 Отдел дознания (далее – отдел) является подразделением управления надзорной деятельности и профилактической работы, подчиняется начальнику Главного управления МЧС России по Омской области, главному государственному инспектору Омской области по пожарному надзору и его заместителям.

1.

3 Отдел создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.

4 Отдел возглавляет заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальник отдела, который назначается и освобождается от должности приказом начальника Сибирского регионального центра МЧС России, по представлению начальника Главного управления МЧС России по Омской области и главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору.

1.

5 В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами правительства Омской области, настоящим положением, а также приказами, распоряжениями и указаниями МЧС России, СРЦ МЧС России и Главного управления МЧС России по Омской области, изданными в пределах полномочий представленных МЧС России.

1.

6 Деятельность отдела осуществляется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке.

1.

7 Обсуждение вопросов деятельности отдела осуществляется на совещаниях при начальнике управления надзорной деятельности и профилактической работы, а в его отсутствие – при заместителе.

Материально-техническое и финансовое обеспечение отдела осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами МЧС России в установленном порядке.

1.

8 Сотрудники отдела наделены правами по надзору в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по должности одновременно исполняют обязанности государственных инспекторов Омской области по пожарному надзору.

1.

9 Структура и штатное расписание отдела утверждаются в соответствии с типовой структурой и штатами, утвержденными МЧС России.

1.

10 Возложение на отдел задач и функций, не входящих в компетенцию, а также не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

2. Цели и основные задачи отдела

 2.

1 Основной задачей отдела (специализированного подразделения дознания) является производство дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности органов федерального государственного пожарного надзора[1], предупреждение, пресечение и выявление преступлений, связанных с пожарами, проведение проверок по сообщениям о преступлениях, связанных с пожарами и иными происшествиями, а также организация, руководство, оказание методической помощи и контроль за указанной деятельностью территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности.

3. Основные функции и полномочия

3.1. Основными функциями и полномочиями отдела дознания (специализированного подразделения дознания) являются:

1) рассмотрение и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решений по сообщениям о преступлениях.

2) производство дознания по уголовным делам, отнесенным в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов ФГПН;

3) рассмотрение заявлений, обращений и иной информации, поступившей в орган ФГПН, содержащей признаки преступления, а также разрешение жалоб, заявлений граждан и должностных лиц на действия (бездействия) сотрудников, специализирующихся на производстве проверок по пожарам и дознанию по уголовным делам;

4) принятие мер по повышению качества и сокращению сроков производства расследования в форме дознания;

5) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по их устранению, восстановление нарушенных прав граждан и организаций, интересов общества и государства;

6) обобщение и анализ результатов производства дознания в подчиненных органах ФГПН (территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области);

7) оказание нижестоящим территориальным отделам (отделениям) практической помощи, обобщение и обеспечение внедрения современных форм и методов работы;

8) проведение проверок подчиненных органов ФГПН (территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области) по вопросам организации и осуществления дознания;

9) взаимодействие с ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Омской области» при проведении проверок по сообщениям, связанным с пожарами, а также при производстве дознания по пожарам;

10) организация деятельности территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности, направленной на защиту населенных пунктов, садоводческих товариществ и объектов экономики от ландшафтных пожаров;

11) организация работы по представлениям органов прокуратуры об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

12) обобщение результатов проверок территориальных подразделений надзорной деятельности, проводимых управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области.

4. Организация деятельности

4.1. Отдел дознания возглавляет заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области – начальник отдела дознания.

4.2 Начальник отдела дознания одновременно по должности является начальником специализированного подразделения дознания и заместителем начальника органа дознания Главного управления МЧС России по Омской области, непосредственно подчиняется начальнику управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области.

4.3 Заместитель начальника отдела дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области одновременно является заместителем начальника подразделения дознания, непосредственно подчиняется начальнику подразделения дознания.

4.4 В состав подразделения дознания также входят: два старших дознавателя и дознаватель, которые непосредственно подчиняются начальнику подразделения дознания и его заместителю.

4.5 Начальник подразделения дознания:

1) осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач;

2) по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям поручает проведение проверки сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

3) изымает уголовное дело у дознавателя, находящегося в его подчинении, и передает его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи, осуществляет контроль за обоснованностью и своевременностью принятия ими процессуальных решений;

4) отменяет необоснованные постановления дознавателя, находящегося в его подчинении, о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

5) вносит прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) в порядке, установленном уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации, осуществляет процессуальные полномочия дознавателя;

7) определяет должностные обязанности своего заместителя и подчиненных сотрудников, планирует работу подразделения, осуществляет контроль за выполнением плановых мероприятий;

8) запрашивает в установленном порядке от учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан сведения и информацию, необходимые для раскрытия и расследования преступлений, производства дознания;

9) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их устранению;

10) проводит анализ результатов дознания и вносит начальнику управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области предложения по повышению эффективности дознания, соблюдению исполнительской и служебной дисциплины

11) изучает находящиеся в производстве у сотрудников отдела дознания, а также у подчиненных органов ФГПН (территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области) уголовные дела, дает указания о направлении дознания, производстве необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения;

12) контролирует своевременное и качественное исполнение подчиненными ему сотрудниками поручений начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области по расследованию уголовных дел в форме дознания;

13) проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе служебной подготовки, несет персональную ответственность за состояние дисциплины и законности в подразделении;

14) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России;

15) отвечает за соблюдение дисциплины и законности сотрудниками подразделения дознания;

16) уведомляет начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка.

4.6 В отсутствии начальника подразделения дознания его обязанности исполняет его заместитель.

4.7 Контроль за деятельностью подразделения дознания осуществляется начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области, а также подразделением дознания вышестоящего органа ФГПН.
[1] Далее –ФГПН.

Источник: https://pandia.ru/text/80/122/50330.php

Какие функции ,задачи выполняет дознователь в мчс

Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс

Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Принимая сообщение о пожаре, либо получив соответствующее распоряжение вышестоящего руководителя, сотрудник ГПН приступает к осуществлению деятельности, регламентируемой УПК.

До возбуждения уголовного дела такой сотрудник обладает правовым статусом должностного лица органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения; предварительную их проверку; принятие мер к предотвращению и пресечению преступлений: производство осмотра места происшествия (на момент осмотра он обладает правами лица, производящего дознание).

УПК РФ).

Защитника приглашает подозреваемый, его законный

представитель, либо другое лицо по поручению или с согласия

подозреваемого.

По просьбе подозреваемого участие защитника обеспечивается

дознавателем.

Если в течение 24 часов с момента задержания или заключения

подозреваемого под стражу явка приглашенного защитника

невозможна, то дознаватель принимает меры по назначению защитника.

Статья 51 УПК РФ предусматривает обязательное участие

защитника:

Подозреваемый не отказался от защитника в порядке,

установленном ст.

Какие функции

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта «с» пункта 3 статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.

Задачи выполняет дознователь в мчс

органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с

федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-

розыскной деятельности;

2) главный судебный пристав Российской Федерации, главный

военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта

Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав,

старший военный судебный пристав, а также старшие судебные

приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного

Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных

учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной

противопожарной службы.

Органы ГПН относятся к органам дознания по делам о пожарах и

нарушениях противопожарных правил.

КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. 12. В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками. 13.
Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел разрешается этими судами с нарушением сроков. На протяжении последних трех лет наблюдалось увеличение доли уголовных дел, рассмотренных судами в кассационном порядке с нарушением сроков, а также значительное увеличение количества уголовных дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах надзорной инстанции по жалобам и представлениям. В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях в ряде регионов увеличивается количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных сроков. В отдельных субъектах Российской Федерации доля таких дел в несколько раз превышает средние показатели в целом по России.ГПК РФ данный участник правоотношения пользуется всеми правами и обязанностями истца, в том числе и правом на изменение основания иска, увеличение размера исковых требований. 8. Учитывая, что соединение или разъединение нескольких исковых требований (статья 151 ГПК РФ) производится по инициативе суда и при условии, что это будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, срок рассмотрения выделенного требования (требований) следует исчислять со дня начала течения срока по первоначально заявленному требованию, а при объединении дел в одно производство срок рассмотрения такого дела исчисляется со дня наиболее раннего начала течения срока по одному из объединенных дел. 9.

УК РФ,возбуждаемым в отношении конкретных лиц) – в порядке,установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ, т.е.

в полном объеме, сизъятиями, предусмотренном главой 32 УПК РФ: дознание проводится втечение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок можетбыть продлен прокурором, но не более чем до 30 суток, прокуроромрайона, города – до 6 месяцев, в исключительном случае прокуроромсубъекта – до 12 месяцев. По

Рисунок 1.

Функциональные обязанности дознавателя ГПН по направлениям деятельностиРассмотрим организацию работы дознавателя более подробно.1-е направление — Проведение проверок по факту пожара.Проверка по факту пожара проводится дознавателем по поручению начальника органа дознания.

Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что председателями районных судов, а также верховных, краевых, областных и равных им судов в целом осуществляется постоянный контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, принимаются меры для обеспечения правильного и своевременного их разрешения, проводятся мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих неоправданное затягивание сроков судопроизводства. При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.
Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Принимая сообщение о пожаре, либо получив соответствующее распоряжение вышестоящего руководителя, сотрудник ГПН приступает к осуществлению деятельности, регламентируемой УПК.

До возбуждения уголовного дела такой сотрудник обладает правовым статусом должностного лица органа дознания. В связи с чем (ст.144 УПК РФ) правомочен лишь на: принятие сообщения; предварительную их проверку; принятие мер к предотвращению и пресечению преступлений: производство осмотра места происшествия (на момент осмотра он обладает правами лица, производящего дознание).

Руководитель органа дознания определяет порядок оповещения должностного лица о необходимости проведения проверки.

Это может быть организация суточного дежурства дознавателей, организация дежурства дознавателя и инспекторского состава в нерабочее время, в праздничные дни и т.д.

, так как должен быть обеспечен немедленный выезд (на оперативном автомобиле, общественном или личном автотранспорте) на место происшествия дознавателя (лица, которому поручается проведение проверки).

Между сотрудниками группы дознания распределяются функциональные обязанности, основные обязанности дознавателя мы и рассмотрим.

В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Cудам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу.

Об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд,

О возвращении уголовного дела для производства дополнительного

дознания либо пересоставления обвинительного акта (при этом он

может установить срок для производства дополнительного

дознания, но не более чем на 10 суток, а для пересоставления

обвинительного акта – не более 3 суток)

О прекращении дела (в случаях, предусмотренных уголовно-

процессуальным законом),

О направлении уголовного дела для производства

предварительного следствия.

Прокурор имеет право переквалифицировать обвинение на менее

Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его

защитнику.

Предварительное следствие по этой категории дел производится

только в тех случаях, когда это признаёт необходимым суд или

прокурор.

В 2010 году органы государственного пожарного надзора были преобразованы в органы надзорной деятельности, в составе которых в настоящее время действуют органы дознания.

Заполнить протокол осмотра невозможно без понятых и свидетельских показаний. Поэтому обязательным становится опрос участников и очевидцев происшествия. Особое внимание уделяется пожарам, произошедшим в жилье.

Люди подходят с вопросами самостоятельно или специалисты МЧС России идут к гражданам, чтобы разъяснить основные причины пожаров.

На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении. Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление.

Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки.

В любое время суток дознаватель обязан прибыть на место пожара и быть готовым к выполнению задач по определению очага пожара, предварительной причины пожара, закреплению обстоятельств, предшествующих возникновению пожара.

Быстрота и качество выполнения этих действий является залогом правильности принятия решения по результатам проверки по пожару в установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ сроки, а также результативности расследования уголовного дела по пожару в случае его возбуждения.

Сегодня органы дознания ГПН ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа укомплектованы современным портативным оборудованием, позволяющим проводить необходимые действия на месте пожара, такие как отбор различных проб, вещественных доказательств, исследование и описание места пожара, изучение поврежденных строительных конструкций.

В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Дознаватель, как и следователь, является сотрудником правоохранительных органов. Но перечень полномочий следователя гораздо шире. Следователь может давать письменные указания дознавателю, поручая ему выполнять ряд следственных действий. Он может возбудить производство по более широкому кругу составов, принять дело к исполнению, а также направить его по территориальности.

Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей.

Источник: https://rosconsent.ru/kakie-funktsii-zadachi-vypolnyaet-doznovatel-v-mchs

Что должен делать дознаватель мчс

Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс

Как происходит расследование причин пожара у нас в России в настоящее время. Очень, очень плохо. В стране нет единой службы наподобие штатовской Службы Пожарных Маршаллов, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата.

Объясним на примере.

Произошёл пожар в жилом доме. Вызванные пожарные потушили пожар. Что происходит дальше?

1) е сли жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи Следственного Отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел ( РОВД), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета ( СК) при Прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела Дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора ( ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был большой, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров.

Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового.

Как только он решает, что умысла не было (поджога, то бишь ), он с лёгким сердцем выносит Постановление об отказе в возбуждении Уголовного Дела ( УД) и отпускает Пострадавших от пожара граждан на все четыре стороны, предоставляя им право в суде выяснять: Кто виноват в пожаре?

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

  1. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории ( ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Э кспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений ( СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес Постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в Техническом заключения о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы Экспертного заключения несут уголовную ответственность. Угадайте, где они смело укажут на любую причину пожара, а где откажутся от решения вопроса?

Кстати, дознаватель ГПН может назначить проведение экспертизы и в другое государственное СЭУ, где ему обязаны будут так же бесплатно провести экспертизу, как и ИПЛ.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: Акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, Техническое заключение о причине пожара или Экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

4. В случае , если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением Уголовного дела или Поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр.

Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара.

При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы ( СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг?

В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна.

5. Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб?

Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара.

При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар.

Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно П роконсультироваться со Специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях ( ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит.

А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников ) или частные эксперты с удовольствием вам в этом помогут. Тогда вы сможете решить, стоит ли в вашей ситуации предпринимать какие-то дальнейшие шаги.

Источник: https://prokuror-sledovatel.ru/voprosy/chto-dolzhen-delat-doznavatel-mchs

Старшие дознаватели (дознаватели) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам РФ и ЗАТО – файл n1.doc

Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс
приобрести
Старшие дознаватели (дознаватели) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам РФ и ЗАТО
скачать (1612.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc1613kb.26.08.2012 19:51скачать
  • Курсовой проект – Решение нормативно-технического совета УГПН Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре от 20 октября 2009 г. № 2 (Курсовая)
  • ТГН 34.21-301-2008 Молниезащита зданий, сооружений, открытых площадок и промышленных коммуникаций системами с упреждающей стримерной эмиссией (Документ)
  • Скляренко З.А. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности (Документ)
  • Гордиенко Д.М. (рук.) Пособие по определению расчетных величин пожарного риска для производственных объектов (Документ)
  • Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля (Документ)
  • Абросимов Ю.Г., Иванов А.И., Качалов А.А и др. Гидравлика и противопожарное водоснабжение (Документ)
  • Гражданская защита. Энциклопедия. Том 1. А-И (Документ)
  • Копылов Н.П. (ред) Юбилейный сборник трудов ФГУ ВНИИПО МЧС России (Документ)
  • Соколов Е.Е., Бурков И.В., Назаров Д.Е., Никитин М.И. Эксплуатация средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) (Документ)
  • Гражданская защита. Энциклопедический словарь (Документ)
  • Буклет – Добрые советы от МЧС для детей и их друзей (весна, лето, осень) (Документ)
  • Диплом – Прокурорский надзор за органами дознания (Дипломная работа)

Тема 2.3. Работа дознавателя на стадии тушения пожара.

Проверка по факту пожара и принятие решения

1. Дознаватель в системе ГПС МЧС РФ

Согласно ст. 6 Федерального Закона «О пожарной безопасности» должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право: – производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; – вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них; Согласно статьи 6 «Положения о государственном пожарном надзоре» органы госпожнадзора в рамках своей компетенции: п. 2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; п. 4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям; Исходя из положений ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно- розыскной деятельности; 2) главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 73 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Органы ГПН относятся к органам дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил. Закон указывает на орган без указания, какие должностные лица правомочны вести расследование. То есть в системе ГПН начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручил расследование – лица, производящего дознание. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ст. 219 ч.1, ст. 261 ч.1 УК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц) – в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ, т.е. в полном объеме, с изъятиями, предусмотренном главой 32 УПК РФ: дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем до 30 суток, прокурором района, города – до 6 месяцев, в исключительном случае прокурором субъекта – до 12 месяцев. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания и материалы уголовного дела направляются прокурору для дальнейшего направления в суд. 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 167 ч. 2, 219 ч. 2, 3, 261 ч. 2 УК РФ) – в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, т.е., после производства неотложных следственных действий, перечня которых закон в настоящее время не дает, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет материалы уголовного дела прокурору для передачи по подследственности. В штатах ГПН введены должности дознавателей (старших дознавателей), но это не отменяет положение ст.40 УПК РФ о ГПС, как органе дознания. В зависимости от штатной численности гарнизона пожарной охраны структура органов дознания различна, но на районном (городском) уровне она предполагает создание группы дознания, в которую входят старший дознаватель, дознаватель, инспектор по административной практике и приему, регистрации, разрешению и учету сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации 74 о пожарах. Непосредственное руководство группой дознания осуществляет старший дознаватель. Дознаватель (старший дознаватель) подчиняется непосредственно начальнику подразделения, как начальнику органа дознания. Назначение на должность, перемещение по службе, наложение дисциплинарных взысканий производится по согласованию с отделом административной практики и дознания УГПН. Основной обязанностью ст. дознавателя (дознавателя) является организация работы по проведению дознания и проверок по делам о пожарах, учёт и отчётность. Руководитель органа дознания определяет порядок оповещения должностного лица о необходимости проведения проверки. Это может быть организация суточного дежурства дознавателей, организация дежурства дознавателя и инспекторского состава в нерабочее время, в праздничные дни и т.д., так как должен быть обеспечен немедленный выезд (на оперативном автомобиле, общественном или личном автотранспорте) на место происшествия дознавателя (лица, которому поручается проведение проверки). Ме жду сотрудниками группы дознания распределяются функциональные обязанности, основные обязанности дознавателя мы и рассмотрим. Можно выделить четыре направления деятельности дознавателя.

1-е направление: проведение проверок по факту пожара с

принятием процессуальных решений: 1) об отказе в возбуждении уголовного дела; 2) о возбуждении уголовного дела; 3) о передаче материалов по подследственности. 2-е направление: контроль за административно-правовой деятельностью инспекторского состава. 3-е направление: учеты, отчетность, статистика, анализы. 4-е направление: взаимодействие с другими органами: прокуратура, МВД, здравоохранение, страховые компании и т.д. Функциональные обязанности дознавателя можно представить в виде схемы (рис. 1). 75

Дознаватель

Проведение проверок

по пожарам

Административная

практика

Взаимодействие с

другими органами

Отказ в ВУД ВУД

Повод к

возбуждению дела

об АП

Прокуратура

РУВД

СУД

Органы

здравоохранения

Администраци

я и т.п.

Передача материала

по подследственности

Дознание

Проведение

НСД

Возбуждение

дела об АП

Отказ в

возбуждении

дела об АП

Составление

административного

протокола и т.д.

Еженедельное планирование и

изучение нормативных документов

по своему направлению работы

Ведение необходимой

служебной документации

Компьютерный учет Анализ и

статистика

Отчет у

руководителя

Составление

спецдонесений

76 Рассмотрим организацию работы дознавателя более подробно.

1-е направление Проведение проверок по факту пожара.

Проверка по факту пожара проводится дознавателем по поручению начальника органа дознания. В этом случае дознаватель устанавливает обстоятельства по пожару и принимает одно из процессуальных решений: а) об отказе в возбуждении уголовного дела, б) о возбуждении уголовного дела, в) о передаче материалов по подследственности. Проверка может быть поручена и инспектору ГПН и в этом случае дознаватель оказывает практическую помощь в оформлении результатов проверки. Если в компетенцию противопожарной службы не входит принятие решений по иным признакам составов преступлений, то материалы проверки передаются по подследственности с сопроводительным письмом.

Второе направление деятельности. Дознаватель ведет

самостоятельно или контролирует правильность ведения Журнала учета лиц, привлеченных к административной ответственности, Журнала учета постановлений о приостановке работы объектов, отключения установок, агрегатов, находящихся в пожароопасном состоянии. Кроме того, он контролирует законность и обоснованность привлечения лиц к административной ответственности, своевременность оплаты штрафов и принятии мер по удержанию штрафов в принудительном порядке. При обнаружении нарушения правил пожарной безопасности дознаватель, как государственный инспектор по пожарному надзору, имеет право привлекать нарушителей к административной ответственности в установленном законом порядке. В системе служебной подготовки дознаватель проводит занятия с личным составом ГПН по применению действующего административного законодательства, отслеживает изменения и дополнения законов.

3-е направление. Занимаясь статистикой, дознаватель составляет

сам, либо контролирует заполнение: -Карточек учета пожаров, -Статистических карточек по преступлениям. Ведет сам или контролирует заполнение журналов: – книга регистрации сообщений о преступлениях (КРСП); 77 – журнал регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП); -журнал регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (ЖРОМ); -журнал телефонограмм, поступивших из медицинских учреждений (при поступлении (обращении) лиц, получивших травмы: ожоги, отравление продуктами горения, скончавшихся от этих травм, направляются телефонограммы в территориальные подразделения ГПС). По всем направлениям деятельности составляются отчеты за месяц,

квартал, год с нарастающим итогом.

4-е направление. При проведении дознания и проверок по пожарам

дознаватель (ст. дознаватель) обязан обеспечить взаимодействие с работниками следствия, уголовного розыска, ОБЭП, экспертами- криминалистами, специалистами в различных областях знаний (испытательная пожарная лаборатория, энергонадзор и т.д.). Дознаватель должен проводить сверку с медицинскими учреждениями и страховыми компаниями по учету пострадавших и погибших на пожарах и возмещению материального ущерба.

2. Проведение проверки по факту пожара

Источник: https://nashaucheba.ru/v36876/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%B3%D1%83_%D0%BC%D1%87%D1%81_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BC_%D1%80%D1%84_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE?page=5

Будни сотрудника органа дознания МЧС

Какие функции задачи выполняет дознователь в мчс
Правительство Российской Федерации

В настоящее время основной задачей органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы является осуществление деятельности по расследованию преступлений, связанных с пожарами, согласно установленной совокупности признаков преступления, определению виновных в совершении преступлений лиц и привлечению их к ответственности. Дознаватели отделов надзорной деятельности и профилактической работы ежедневно осуществляют проверку сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, собирают необходимые документы опрашивают свидетелей и очевидцев, устанавливают причины пожара и принимают меры к привлечению виновных к административной либо уголовной ответственности, анализируют обстановку с пожарами. Кроме этого, дознаватели осуществляют круглосуточное дежурство не только в рабочие, но и в выходные и праздничные дни, что делает возможным расследования преступления и розыск виновного лица. Так же работа с базами, материалами по пожарам, работа со СМИ и гражданами – все это неотъемлемая часть того, что выполняют дознаватели в своей служебной деятельности. Профессия дознаватель государственного пожарного надзора – это ответственная, сложная, но при этом очень интересная работа. Профессиональные дознаватели прикладывают все свои усилия для установления истинной причины пожара и виновного в его совершении, принимают законные и обоснованные решения, охраняют законные интересы граждан, как пострадавших от огня, так и виновных в возникновении пожаров. В большинстве случаев причина пожара не лежит на поверхности. Невозможно установить причину пожара и лиц, причастных к его происхождению, сидя за рабочим столом в теплом кабинете. Практически на каждом пожаре дознаватель вручную разгребает завалы пепелища, чтобы в прямом смысле докопаться до истины. Самое главное в работе дознавателя – это мобильность и профессионализм. Быть готовым в любое время суток быстро выехать на пожар и приступить к его расследованию – это и есть основная задача пожарного дознавателя. 

Дознание по пожарам является одним из самых сложных, если не самым сложным, направлением в расследовании происшествий и преступлений. Огонь уничтожает все следы, разрушает первоначальную обстановку на момент пожара, возможные улики.

От дознавателей требуются специальные познания во многих областях науки, начиная с основ теории горения и заканчивая основами электротехники, поведения металлов и строительных конструкций в условиях пожара.

Задача дознавателя – найти причину пожара и виновных в его возникновении: по прогару в стене, степени обугливания мебели, по окалине на металлических деталях и конструкциях специалисту сделать выводы о продолжительности и температуре горения, месте очага возгорания.

Нередко дознаватель должен вручную разгрести угли и головни, осмотреть сгоревшую бытовую технику, проанализировать степень деформации материалов, подвергшихся температурному воздействию. То, что на взгляд дилетанта является просто пепелищем и грудой горелых развалин, для опытного дознавателя – профессиональная задачка с клубком вопросов и противоречий.

В любое время суток дознаватель должен прибыть на место пожара и быть готовым к выполнению задач по определению очага пожара, предварительной причины пожара, закреплению обстоятельств, предшествующих возникновению пожара.

Быстрота и качество выполнения этих действий является залогом правильности принятия решения по результатам проверки по пожару в установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ сроки, а также результативности расследования уголовного дела по пожару в случае его возбуждения.

Сотрудники органов дознания тесно взаимодействуют с экспертами испытательной пожарной лаборатории по Ленинградской области и правоохранительными органами, применяя на практике передовой опыт уголовно-процессуальной деятельности органов дознания.

Помимо расследования пожаров дознаватели занимаются проведением профилактической работы, участвуют в рейдах по жилому фонду, информируя жителей об основных причинах пожаров и о мерах для их предотвращения, а также о последствиях к которым приводят пожары.

Это очень ответственная, сложная, но интересная работа. Невозможно стать хорошим дознавателем, не отдавая себя полностью своей работе. Нужно уметь находить верные решения, основываясь на законе, а еще уметь понять чужую беду, проникнуться проблемой граждан, пострадавших от огня, и принять все меры, чтобы установить истинные причины пожара.

ОНД и ПР Киришского района

ОНД и ПР Кировского района

ОНД и ПР Волховского района

Источник: https://47.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4063491

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.