Какие госзаказчики. Государственный и муниципальный контракт: основные отличия

Чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ и что заключается с государственными заказчиками?

Какие госзаказчики. Государственный и муниципальный контракт: основные отличия

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….

», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий.

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст.

2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст.

525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5,  гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает для государственных и муниципальных заказчиков выбор возможных способов проведения закупки услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Варианты способов закупки ОСАГО по 44-ФЗ

В зависимости от начальной максимальной цены контракта заказчик может выбрать либо запрос котировок (если указанное значение цены менее пятисот тысяч рублей), либо аукцион или конкурс (если начальная максимальная цена контракта выше пятисот тысяч рублей), либо провести закупку у единственного поставщика при условии, что указанный параметр цены ниже ста тысяч рублей.

Выбрать, каким именно способом проводить закупку услуг страховых компаний в части приобретения услуг по ОСАГО, заказчик имеет право сам, опираясь на следующие параметры:

  • начальная максимальная цена контракта, который планируется заключить (формируется на основании тарифов страхования, установленных Центральным банком Российской Федерации в отношении существующих видов и категорий транспортных средств);
  • совокупный годовой объём закупок, на основании которого происходит расчёт процентного соотношения используемых закупочных процедур в зависимости от их влияния на возможности ограничения конкуренции на рынке;
  • необходимая скорость заключения контракта по итогам проведённой закупки.

Требования к участникам закупки

Если говорить о том, какие требования должны быть установлены к участникам закупок по приобретению услуг ОСАГО, то они в полном объеме соответствуют требованиям, которые установлены в рамках статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с положениями указанной статьи все требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные. К числу основных требований к участникам проводимых закупок услуг страховых компаний относятся:

  • соответствие тем требованиям, которые предъявляются действующим законодательством к участникам закупочных мероприятий;
  • отсутствие мероприятий, направленных на проведение ликвидационных процедур, либо отсутствие решения суда, по которому участник такой закупочной процедуры признается финансово несостоятельным лицом, то есть банкротом;
  • нет вынесенного судом решения о приостановке деятельности юридического лица в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях;
  • нет недоимки по обязательным к уплате налогам и сборам, которые должен внести в государственный бюджет участник закупочных процедур, либо общая сумма таких недоимок и задолженностей не может превышать двадцать пять процентов от общей стоимости имеющихся балансовых активов такого юридического лица;
  • руководитель организации либо главный бухгалтер (или аналогичный сотрудник того подразделения, с которым будет заключаться контракт) не имеет судимостей по преступлениям, совершенным в экономической сфере (исключение составляют те лица, у которых такая судимость полностью погашена или снята по решению суда);
  • в течение двух лет до момента участия в закупочной процедуре юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения лицам, которые могут вынести какое-либо значимое решение в пользу такого юридического лица;
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и исполнителем в виде наличия родственных отношений между представителем заказчика и исполнителя.

Если заказчик сам принимает такое решение, то он вправе установить дополнительные требования к участнику закупок, но такие, которые не смогут ограничить конкуренцию при проведении закупочных мероприятий.

Порядок проведения закупки ОСАГО

Проведение закупочного мероприятия, посвященного приобретению услуг страховых компаний по осуществлению страхования автогражданской ответственности мало чем отличается в плане алгоритма осуществляемых действий от порядка проведения других закупочных мероприятий.

Ключевым отличием является то, что начальная максимальная цена контракта устанавливается только на основании тех тарифов, которые сформированы Центральным банком Российской Федерации. Соответственно, осуществить снижение указанных тарифов никто из потенциальных исполнителей по контракту не имеет права.

В остальном в порядке и правилах проведения закупки нет отличий:

  • на первом этапе происходит определение того, какие именно транспортные средства следует застраховать и в каком порядке, а также какова срочность такой страховки. На основании результатов такого анализа происходит включение закупки ОСАГО в план-график посредством внесения соответствующих изменений и публикации новой версии в Единой информационной системе;
  • после того как необходимая закупка была внесена в план-график, происходит доскональный анализ рынка оказываемых страховых услуг с целью выявления возможных изменений в части стоимости таких услуг (в том числе на основании вынесения соответствующего решения со стороны Центрального Банка Российской Федерации);
  • результаты такой аналитической работы должны лечь в основу обоснования начальной максимальной цены контракта, по которой будет произведено объявление закупочного мероприятия в выбранной заказчиком форме;
  • в связи с особенностью закупки ОСАГО заказчик выбирает ту или иную форму закупки только на основании начальной максимальной цены и срочности приобретения страховых услуг, так как возможность снижения стоимости контракта в ходе проведения самой процедуры не предусмотрена действующим законодательством о страховании ответственности автовладельцев;
  • по итогам закупки происходит заключение контракта с победителем, признанным таковым на основании подписанного протокола. В качестве победителя заказчик обязан признать того участника, который подал заявку раньше других (вне зависимости от того, идет ли речь о конкурсе, аукционе или запросе котировок – в данном случае действует принцип скорости подачи заявки). Однако если участник, подавший заявку раньше других, по каким-то причинам был отклонен (например, при выявлении несоответствия его самого или поданных им документов требованиям документации о закупке и действующего законодательства), то победителем признается следующий по порядку признания соответствующим и по скорости подачи заявки участник.

Определение начальной максимальной цены контракта

Начальная максимальная цена контракта при осуществлении закупки ОСАГО – это размер страховой премии, которую получит страховая компания в случае заключения соответствующего договора по итогам признания ее победителем по определенной закупке.

Определение данного показателя происходит исключительно с опорой на те тарифы, которые были установлены для определения размера страховой премии для каждого конкретного вида транспортного средства. Расчет происходит по формуле:

НМЦК = СтБ х КР х КБМ х КВ х КТС х КС х КН х КприцТС, где:

  • НМЦК – размер страховой премии за один автомобиль, которую заказчик оплатит страховой компании за оказание ее услуг. Окончательная сумма начальной максимальной цены контракта будет рассчитана на основании количества автомобилей, которые планирует застраховать в рамках одной закупки заказчик;
  • СтБ – размер базовой ставки тарифа, который установлен Центральным Банком Российской Федерации для определенных типов транспортных средств;
  • КР – региональный коэффициент, оказывающий влияние на стоимость страхования транспортного средства в зависимости от того, о каком регионе идет речь;
  • КБМ – коэффициент «бонус-малус»;
  • КВ– коэффициент, определяющий количество водителей, которые допущены к управлению определенным транспортным средством (чем больше водителей, тем выше данный коэффициент; если ОСАГО открытого типа, то есть количество водителей не ограничено, то коэффициент максимальный);
  • КТС – параметр, определяющий мощность транспортного средства;
  • КС – коэффициент сезонности эксплуатации, на основании которого определяется, когда будет эксплуатироваться транспортное средство – круглый год или в какие-то периоды времени, например, три месяца или страховка выходного дня;
  • КН – коэффициент, который определяет количество нарушений условий договора владельцем транспортного средства или допущенных к управлению им водителей (иными словами, чем больше было дорожно-транспортных происшествий, совершенных на определенном автомобиле, тем выше значение данного коэффициента);
  • КприцТ – коэффициент прицепа к транспортному средству (используется в тех случаях, если речь идет об автопоездах и иных транспортных средствах, которые всегда эксплуатируются только с прицепами).

По каждому типу транспортных средств рассчитывается свой размер начальной максимальной цены контракта.

Для формирования итоговой суммы потребуется просуммировать все полученные значения размеров страховых премий.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrakt-dogovor-otlicia.html

Муниципальный заказчик по 44-ФЗ: понятие, функции, перечень полномочий, документ предоставляющий статус

Какие госзаказчики. Государственный и муниципальный контракт: основные отличия

В рамках контрактной системы закупками товаров, работ и услуг занимаются государственные и муниципальные заказчики. Муниципальные заказчики – одни из тех, кто обязан закупать товары, работы и услуги в рамках контрактной системы.

Понятие и типы

Законодательство о контрактной системе указывает на три термина, применяющиеся в отношении лиц, которые используют 44-ФЗ в процессе закупок: это государственные заказчики, муниципальные заказчики или заказчики (согласно пояснениям в п. 7 ч. 1 ст. 3 заказчики – это государственные и муниципальные заказчики).

Государственные и муниципальные заказчики занимаются расходованием бюджетных средств для закупок товаров, работ и услуг.

Но государственные заказчики используют в данных целях средства федерального бюджета, муниципальные – средства местного бюджета. Также они могут закупаться на внебюджетные источники финансирования.

Органы местного самоуправления (МСУ) закупают товары, работы и услуги для исполнения обязательств и отдельных поручений и полномочий, переданных им законодательными актами.

Муниципальные контракты в конечном итоге оплачиваются из средств муниципального района, городского округа или городского образования в зависимости от разновидности заказчика.

В остальном порядок подписания государственного и муниципального контракта ничем не отличается. Оба они опираются на одни и те же положения 44-ФЗ.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимается орган или муниципальное учреждение, осуществляющие закупки, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные брать на себя бюджетные обязательства по БК РФ.

В настоящее время численность муниципальных заказчиков возрастает, так как органы МСУ получают все более детализированную структуру.

Муниципальные заказчики: виды

Муниципальные заказчики выступают от имени отдельных муниципалитетов. Они могут иметь форму муниципального казенного учреждения или органа муниципальной власти. На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ к муниципальным можно отнести такие типы заказчиков, как:

  1. Муниципальные органы власти (например, органы МСУ Московской области).
  2. Муниципальное казенное учреждение (например, Централизованная бухгалтерия по Муниципальным образовательным учреждениям города Тулы).
  3. Муниципальные унитарное предприятие (например, во многих городах есть МУП «Водоканал»).

Не относятся к муниципальным государственные заказчики, которые перечислены в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, и отдельные юрлица.

Муниципальные организации можно классифицировать по их полномочиям в сфере жизнедеятельности населения, куда распространяется их юрисдикция. Такие полномочия представляют собой перечень обязанностей, которые установлены для реализации функций, регулируемых уставом.

Это могут быть муниципальные заказчики, задействованные в правоохранительной сфере, в вопросах местного значения (в части содержания автодорог, благоустройства города), в сфере ЖКХ (обеспечение населения коммунальными ресурсами: водой, газом и теплом, электричеством и пр.

).

Права и обязанности

К правам муниципального заказчика можно отнести:

  • право на подписание муниципального контракта для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах и услугах;
  • право на осуществление контроля за проведением закупок подведомственных юрлиц в пределах компетенции;
  • привлечение уполномоченных организаций для осуществления закупок.

Муниципальные заказчики по 44-ФЗ берут на себя все предусмотренные законом права и обязанности заказчика. В их полномочия входят:

  1. Планирование закупочной деятельности через подготовку плана-графика.
  2. Формирование и размещение в ЕИС закупочной документации и извещения о закупках. Эта обязанность не распространяется на закупки, которые являются закрытыми или содержат признаки государственной тайны.
  3. Следование установленным законом ограничениям в части минимального объема закупок среди СМП и СОНКО, использование национального режима в сфере закупок, применение преимуществ по ст. 28, 29 44-ФЗ, учет требований о нормировании.
  4. Добросовестное отношение к своим обязательствам в рамках муниципального контракта, исполнение его обязательных условий, своевременный прием и оплата результатов работ.
  5. Сдача всей необходимой отчетности, предусмотренной 44-ФЗ.

Так как бюджеты муниципальных заказчиков обычно невелики, то зона их ответственности меньше, чем у федеральных заказчиков.

Преимущества и недостатки работы

К положительным сторонам работы с муниципальными заказчиками можно отнести:

  1. Бюджетные организации являются более стабильными контрагентами, чем коммерческие организации. Риски неоплаты и несвоевременной оплаты услуг исполнителя невелики.
  2. Возможность получения должной репутации в процессе реализации контрактов для небольших муниципальных заказчиков для возможности дальнейшего участия в крупных закупках.

Минусами сотрудничества с муниципальным заказчиком аналогичны тем, которые присущи всем заказчикам контрактной системы. Это:

  1. Необходимость существенных временных и денежных затрат на подготовку документации и участие в тендере.
  2. Высокие требования к качеству товара, работы и услуги.
  3. Необходимость внесения обеспечения заявки и контракта.
  4. Возможность попадания в РНП по формальным поводам.
  5. Строгие требования к потенциальным исполнителям.

Документ, предоставляющий статус муниципального заказчика

Для того чтобы понять, относится ли учреждение к муниципальным заказчикам, нужно обратиться к документации. Такие документы обычно именуют учредительными.

Это устав организации, где должны быть прописаны источники финансирования (то, на какие средства существует учреждение), либо Приказ руководства муниципального образования о выделении финансирования данной организации или юрлицу из местного бюджета.

К оформлению подобной документации нет строгих правил. Она оформляется в соответствии с установленными правилами документооборота в организации. Но для того чтобы отнести организацию к муниципальной, в документах должно обязательно содержаться указание на финансирование из средств местного бюджета.

Пример Устава муниципального учреждения можно посмотреть здесь.

Таким образом, юрлицо, которое наделено полномочиями по осуществлению закупок и действующее от лица муниципалитета, именуется муниципальным заказчиком.

Такие учреждения, в отличие от государственных заказчиков, финансируются из местного бюджета.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/munitsipalniy-zakazchik.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.