Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

Отцы и дети краткое содержание романа Тургенева, характеристика главных героев, сюжет, история создания, анализ по главам для читательского дневника

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

В данной работе представлено краткое содержание произведения «Отцы и дети» и его анализ, дана характеристика героев.

Все это поможет понять суть, проблематику и тематику романа, но для того, чтобы качественно проанализировать произведение и составить самостоятельное мнение, необходимо прочесть роман в оригинале.

Ученики в школах проходят «Отцов и детей» в 10 классе. Краткий пересказ поможет вспомнить прочитанное, эту информацию школьники и студенты могут использовать для краткого конспекта произведения, при написании сочинения, изложения или для читательского дневника.

«Отцы и дети» И. С. Тургенев – история создания

В 1860 году И. С. Тургенев загорается идеей создать роман, а не повесть, основанный на конфликте двух поколений. Писатель составляет план произведения, желая увидеть главного героя прототипом Добролюбова, с которым у него постоянно были какие-либо разногласия.

Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)

Находясь за границей, писатель делает первые наброски романа. Базарова Тургенев изобразил, как лишнего человека со сложным, противоречивым характером. В процессе написания Иван Сергеевич начинает симпатизировать главному герою.

В 1861 году Тургенев возвращается на родину в Спасское и дополняет рукописи. Через год «Отцы и дети» публикуются в журнале «Русский вестник». Объем оригинального издания стандартного формата составил 204 страницы.

Главные герои романа и их характеристика

Ниже представлена таблица, содержащая список действующих лиц с характеристикой в сокращении.

Евгений БазаровМужчина в возрасте 30 лет, простого происхождения, сын лекаря, сам заканчивает медицинский факультет. Считает себя нигилистом, т. к. относится скептически ко всему, кроме науки. В его образе заметно преобладание холодных, грубых, резких черт.
Аркадий КирсановМолодой человек, 23 года, поддался влиянию Базарова и решил тоже увлечься нигилизмом. По характеру Аркадий спокойный, чистый, наивный, сентиментальный. Кирсанов верит в настоящую любовь, наслаждается природой и искусством.
Николай Петрович КирсановОтец Аркадия, наделен в произведении образом доброго, романтического, спокойного, уравновешенного дворянина. Приверженец передовых идей.
Павел Петрович КирсановБрат Николая Петровича. В прошлом был гвардейским офицером, служба оставила душе Павла Петровича шрамы, что резко проявлялось в его характере. Павел самолюбив, заносчив, эгоистичен, верен своим принципам

Второстепенные персонажи

Василий Иванович – отец Евгения, старик, безропотно любящий своего единственного сына. Василий Иванович трудолюбивый, бескорыстный, продолжает заниматься врачебным делом и помогать крестьянам.

Арина Базарова – мать Евгения. Имеет образ набожной, суеверной старушки с доброй душой. Арина ласковая, тихая, опрятная. Нелепая смерть сына становится для нее сильным ударом.

Анна Сергеевна Одинцова – расчетливая вдова 28-ми лет. Анна Сергеевна никогда не испытывала настоящей любви, выходила замуж по расчету. Этой женщине нравится жить в уединенном, роскошном доме, вдали от городской суеты.

Катерина – младшая сестра Анны Сергеевны, полная ее противоположность. Девушка тихая, кроткая, скромная, боится тяжелого, крутого нрава сестры, воспитавшей ее. Катерина предпочитает проводить время в саду, слушать фортепиано и любоваться природой.

«Отцы и дети» краткий пересказ по главам

1

Весна 1859 года начинает действие романа. Читатель знакомится с Кирсановым Николаем, ожидающим приезда своего сына. Николай уже больше десяти лет вдовец.

Будучи молодым, он пытался стать военным, но травма ноги испортила ему всю карьеру. Мужчине было очень сложно воспитывать сына одному, но он справился, поставил его на ноги, отправив учиться в Петербург.

2

Аркадий приезжает с другом, который учится на медицинском факультете. Это Евгений Базаров, у него вытянутое худое лицо, выражающее волю и самоуверенность. Герои отправляются в имение Кирсановых, которое называется Марьино. Происходит знакомство Евгения и Николая Петровича.

3

В течение пути Николай Петрович не может прийти в себя, находясь в приподнятом настроении после встречи с сыном. Николай Петрович рассказывает ему о последних новостях в имении, и смущенно упоминает о своем сожительстве с девушкой Феней. Возникает неловкая пауза, герои меняют тему.

4

Приехавших никто не встречает, кроме старого слуги. Николай Петрович Кирсанов ведет гостей в дом и просит слугу накрыть на стол. Навстречу им выходит красивый, ухоженный мужчина – Павел Петрович Кирсанов. Мужчина холодным взглядом осмотрел незваного гостя, а Аркадий поспешил представить дяде своего друга.

Обед для семейства Кирсановых и Базарова вышел неудачным: все происходило в тяжелом, угнетающем молчании, разговор никак не клеился. После обеда герои также молча разошлись по своим комнатам.

5

Семейство Кирсановых собралось на веранде, чтобы поговорить и выпить чаю. Аркадий же узнает, что Фенечка приболела, и отправляется к ней спросить о ее состоянии. Младший Кирсанов радуется, увидев брата, о существовании которого не знал до сих пор. Аркадий мягко укоряет отца за то, что тот ничего ему не рассказал. Николай Петрович растроган и одновременно счастлив.

Во время разговора возвращается с прогулки Базаров, который приносит с собой лягушек для своих опытов.

6

Евгений присоединяется к Кирсановым, пьет с ними чай и ведет беседу. Во время разговора между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается спор. Мужчины не скрывают свою неприязнь друг к другу, один не стыдится насмехаться над стариком, а другой в ответ пытается задеть гостя за живое.

Николай пытается их успокоить, переводит разговор, попросив Евгения, как человека, мыслящего в науке, помочь ему с выбором удобрений. Базаров соглашается и забывает на время о Павле Петровиче.

7

Павел Кирсанов в 28 лет мог стать военным, построить великолепную карьеру, достичь невиданных высот, стать богатым и успешным, но, к сожалению, влюбился. Его любовью стала молодая княгиня, ветреная кокетка, которая уже была замужем за стариком. Павел Петрович полюбил эту княгиню, а после расставания впал в депрессию, бросил службу и отправился в путешествия по свету на целых 4 года.

8

Три года назад Фенечка познакомилась с Николаем Кирсановым в трактире своей матери. Трактир приносил небольшой доход, поэтому дела у них шли плохо. Николай Петрович пожалел девушку, и забрал ее с матерью к себе в поместье. Когда мать девушки умерла, Кирсанов и Феня стали жить вместе.

9

Базаров знакомится с Фенечкой и предлагает ей свои услуги врача. Когда молодой человек слышит игру Николая Кирсанова на виолончели, он начинает смеяться. Нигилист не признает искусство, в том числе и музыку, считая это пустой тратой времени. Аркадий тактично просит друга перестать смеяться над его отцом.

10

Проходит две недели, к Базарову все понемногу привыкают: дворовые его любят, Николай Петрович относится к нему с опаской, беспокоясь, что друг начнет плохо влиять на Аркадия, а Павел Петрович открыто ненавидит этого мерзавца, не признающего чужие ценности.

Во время вечернего чаепития Евгений вызывает недовольство и старших Кирсановых, назвав какого-то помещика «дрянным аристократишкой». Кирсановы упрекнули его в несоблюдении чужих принципов.

Базаров, разозлившись, в ответ обвинил Павла Петровича в бессмысленном прозябании своей жизни. Аркадий все это время молчал, боясь разочаровать своего друга.

11

Перед сном братья Кирсановы заняты размышлениями о жизни. Николай с грустью вспоминает о своей умершей жене. Павел, тоже задумавшись, смотрит в небо. А Базаров зовет друга в город.

12

Друзья уезжают. Аркадий знакомится с другом семьи Базаровых, Матвеем Ильиным. А Ситников, старый знакомый Евгения, предлагает им навестить Евдокию Кукшину.

13

Мужчинам не понравился неопрятный вид этой дамы, ее пустые, бессмысленные разговоры. Евдокия постоянно задавала друзьям вопросы, но не дожидалась на них ответа и начинала говорить о чем-то другом.

14

Базаров отказывается ехать на бал, потому что против большого общества, музыки и танцев. Однако Аркадию удается его уговорить.

На балу происходит знакомство друзей с Анной Одинцовой, которая показалась им милой, общительной, привлекательной. Новая знакомая обратила свое внимание на Аркадия, начав расспрашивать его обо всем. Евгений был поражен Одинцовой, раньше он не обращал внимания на женщин, но эта показалась ему другой, не похожей на остальных.

15

У Одинцовой сложилась непростая жизнь, ее отец проиграл свое состояние и умер, оставив разорившееся имение двум своим дочерям. На хрупкие плечи девушки легло все хозяйство, но она смогла достойно выдержать это испытание. Анна вышла замуж и прожила в браке 6 лет. После смерти муж оставил Одинцовой свое состояние.

Евгений, казалось, нашел себе собеседника по духу, разговаривая с женщиной о медицине, биологии, ботанике. Одинцова охотно шла на разговор и нисколько не уступала Базарову, не хуже него разбираясь в науке.

16

В Никольском – имении Одинцовой, друзья познакомились с младшей сестрой Анны – Катей. Она вела себя тихо, застенчиво, много молчала и играла на фортепиано.

Аркадий заинтересовался Анной Сергеевной, но женщина относилась к нему, как к младшему брату. Ее больше интересовал Базаров, они гуляли вместе в саду, разговаривали и смеялись. Аркадий, видя это, почувствовал укол ревности.

17

Базаров не верил в любовь, считал чувства между мужчиной и женщиной чушью. Но, проживая в имении Кирсановых и периодически встречаясь с Одинцовой, он ощущал, что что-то в нем меняется. Евгений влюбился, но скрывал это, представляя Анну Сергеевну в своих объятьях.

18

Евгений решает признаться Анне Сергеевне в любви. Женщина не отвечает ему взаимностью, говорит, что Базаров ее не правильно понял и просит его уехать. Мужчина чувствует себя очень неловко.

19

Базаров хочет остаться, но понимает, что Одинцова не любит его. Он впадает в отчаяние, перестает говорить и начинает вести себя холодно и отчужденно. Мужчина сообщает Анне Сергеевне о своем отъезде к родителям. Аркадий замечает изменения в своем друге.

20

Родители Базарова были очень рады видеть своего сына, они долго ждали его приезда, но старались сдерживать эмоции, зная, что Аркадий этого не любит.

Во время обеда мать не могла насмотреться на сына, а отец рассказывал ему о своем имении и хозяйстве. После ужина Евгений не стал говорить с отцом, объяснив это сильной усталостью.

Базаров не смог уснуть до самого утра, думая о неприятном инциденте с Одинцовой.

21

Дома Евгений заскучал, ему казалось, что родители обращают на него слишком много внимания и мешают его работе. Евгений решил вернуться в имение Кирсановых, чем очень расстроил своих родителей. Они не хотели, чтобы сын уезжал так скоро. Мать не смогла сдержать слез, а отец, скрепя сердце, отпустил Евгения, сделав вид, что все хорошо.

22

Базаров занялся опытами с лягушками. Аркадий, наконец-то, стал помогать отцу по хозяйству, но думал об Одинцовых, пытаясь найти повод заехать к ним снова.

23

Базаров чувствует неприязнь ко всем, кроме Фенечки. Однажды, они столкнулись в беседке, между ними завязался разговор, и Евгений поцеловал девушку. Случайным свидетелем этого стал Павел Кирсанов. Базаров почувствовал неловкость, стыд и угрызения совести.

24

Павел Петрович, оскорбленный поведением Евгения, вызывает его на дуэль. Они оба не говорят об истинных причинах битвы, чтобы не оскорбить все семейство Кирсановых.

Базаров стреляет в Павла Петровича и ранит его в ногу. Окончательно испортив отношения со всеми, Евгений уезжает обратно к родителям.

25

Младший Кирсанов все больше симпатизирует Кате Одинцовой, он чувствует, что увлекается ей. Девушка говорит ему, что Евгений оказывает на него плохое влияние, и что без него Аркадий становится совсем другим.

Базаров, встретившись с Анной Сергеевной, говорит, что был не прав и просит ее остаться друзьями.

26

Базаров возвращается к родителям. Аркадий признается Екатерине Сергеевне в своих чувствах и делает ей предложение. Катя соглашается.

27

Евгений начинает помогать отцу в лечении больных. Однажды мужчина неаккуратно вскрывает труп умершего от тифа и случайно заражается, порезав палец.

Он бредит, просит Одинцову приехать, чтобы увидеться в последний раз. Женщина не узнает больного, перед ней совершенно другой человек. Умирая, Базаров признается Одинцовой в своих настоящих чувствах и умирает.

28

Произведение заканчивается свадьбой Аркадия и Екатерины. Павел Петрович уезжает за границу. Анна Сергеевна Одинцова тоже выходит замуж, но по расчету. Жизнь продолжается для всех, кроме двух старых людей, постоянно навещающих могилу единственного сына.

Анализ произведения «Отцы и дети»

Год написания произведения – 1861 год. Тургенев написал противоречивый роман, сюжет и центральная проблема которого заключается в сложных взаимоотношениях двух поколений.

Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» становится для них неоднозначным. Новые люди видят свою жизнь в труде, а люди старой закалки видят ее в созерцании.

Из-за различных взглядов происходит столкновение между отцами и детьми.

Главные темы романа:

  1. Идейные противоречия отцов и детей.
  2. Тема «нового человека» в переломный момент двух эпох.
  3. Тема любви к родителям, женщине.
  4. Тема человека и природы. Природа храм или мастерская?

Источник: https://tvercult.ru/literatura/ottsyi-i-deti-kratkoe-soderzhanie-romana-turgeneva

Опорный конспект по теме

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

Опорный конспект по теме

«И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». 10 класс вечерней школы

1.Время создания романа: 1860-1861 г.г. Опубликован в 1862 г.

2.Действие в романе: с мая 1859 по зиму 1860 г.г.

3.Общественно-политическая ситуация в России: наиболее ярко проявился кризис крепостнической системы, обострился спор между революционерами-демократами и либералами о путях спасения России, формировался новый тип передового общественного деятеля – разночинца, который «драться хочет».

4.Замысел романа «Отцы и дети», по словам И.С.Тургенева: «Я попытался представить конфликт двух поколений».

5.Жанр: социально-психологический роман.

6.Название романа «Отцы и дети» имеет несколько смыслов:

– отражает извечный конфликт поколений;

– отражает противостояние двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е г.г. 19 века: либералов (дворян) и демократов (разночинцев).

7.Основная проблема романа звучит уже в его названии: «Отцы и дети».

8.В главном герое романа «Отцы и дети» автор изображает распространённый среди демократической молодёжи 1860-х г.г. тип нигилиста.

Нигилисты (от лат. nihil – ничто) отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту; любые чувства, в том числе и любовь, объясняют и физиологически.

Первым термин «нигилист» употребил Н.И.Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» (1829 г.). Однако именно Тургенев придал понятию нигилизма широкий смысл, обозначив им новый тип – радикально настроенного молодого человека, ниспровергателя авторитетов и традиций, атеиста и естествоиспытателя, помышляющего об экспериментах над живой природой, людьми.

После выхода романа «Отцы и дети» споры о нигилизме и нигилистах стали одной из главных тем русской общественной мысли и послужили поводом для полемики между либералами и консерваторами, западниками и славянофилами.

По наблюдению В.В.Соловьёва, «хотя Тургеневу принадлежит слово «нигилизм» в общеупотребительном его значении, но практический смысл нигилистического движения не был им угадан, и позднейшие его проявления, далеко ушедшие от разговоров Базарова, были для автора «Отцов и детей» тяжкой неожиданностью».

9.Главный герой романа.

В центре романа – разночинец Евгений Васильевич Базаров. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые стремятся преобразовать мир, избавиться от пережитков прошлого ради развития цивилизации. Противопоставляются ему люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Он оказался в чуждой ему среде «дворянского гнезда».

Каждое столкновение героя с миром «отцов» становится своеобразным испытанием героя на прочность убеждений, на право называться настоящим человеком и гражданином. С этой точки зрения завязкой романа является приезд Базарова в имение Кирсановых, где он тут же вступает в противоречия с Павлом Петровичем, который на протяжении всего романа будет его главным оппонентом.

Базаров твёрд в своих убеждениях, его не так-то легко разубедить в чём-либо, точнее, это вообще невозможно. И в то же время вскоре становится понятно, что Базаров одинок. У него нет последователей, а его так называемые единомышленники оказываются неспособными продолжить его дело. Аркадий принадлежит «дворянскому гнезду» и возвращается в него после женитьбы.

Кукшина и Ситников являются лишь жалкой пародией на настоящих нигилистов. Они могут только говорить, да и то лишь ерунду. Тургенев хочет сказать, что время таких людей, как Базаров, ещё не пришло. Он опередил своё время, поэтому не смог найти себе место и применение своим силам. Его смерть становится неизбежным итогом всей его деятельности. Но Базаров – сильная натура.

Он не мог умереть как простой человек, поэтому даже смерть стала его подвигом. Он умер, потому что заразился, оказывая помощь больному, т.е.исполняя свой долг. Он знал, что умирает, но ни на минуту не хотел поддаться своей болезни, впасть в беспамятство.

Даже на смертном одре он не отказался от своих воззрений, не позволил отцу причастить его, пока он не потеряет сознание.

Базаров выдержал испытание смертью, поэтому последние строки романа звучат печально и нежно. В них заключены и печаль по бунтующему сердцу, и оправдание этого бунтующего сердца, и мысль о бесконечном течении жизни.

Источник: https://infourok.ru/oporniy-konspekt-po-teme-isturgenev-roman-otci-i-deti-klass-vecherney-shkoli-2391375.html

Конспект урока по литературе на тему

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

Тема: И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Базаров и братья Кирсановы в спорах о России 60-х годов XIX в., о судьбах её народа и перспективах развития.

Цель: дать анализ политических и эстетических взглядов героев и одновременно их психологии; продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения и монологической речи.

Ход урока

I. Беседа

– Раз роман называется «Отцы и дети», то, следовательно, речь должна идти о старшем и младшем поколениях. Отцы и дети. Да, безусловно, эта проблема остро ставится в романе. Мы с вами постараемся проанализировать проблему размежевания поколений, выразить своё отношение к этому явлению.

– Как вы думаете, являются ли споры отцов и детей просто расхождением поколений или размежеванием сил в сложный исторический период?

– Назовите две противоположные силы, действующие в романе.

– Для того чтобы осознать конфликт романа надо понять, в чем расходятся главные герои. Каким образом обнаруживаются их разногласия, как выявляются? ( В спорах, в диалогах)

– Выясним основные темы спора? (Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам, о нигилизме, об отношении к народу, о взглядах на искусство и природу.)

– После сравнительно нейтральных тем о науке, искусстве, природе, к рассмотрению чего мы ещё вернёмся, спор переходит на вопросы политического характера. Наша задача – выяснить, как содержание споров дополняет наше представление о нигилизме? Чем обогащаются наши знания о российской действительности 60-х гг. XIX века? Какую позицию в этих спорах занимает автор? Что помогает нам ее выяснить?

– Можно ли сказать, что содержание споров представляет собой логически стройную систему вопросов и ответов? (Художник стремится создать жизненную ситуацию, используя для этого образы самой жизни.

В поисках истины писатель делает читателя своим «попутчиком, вместе шагая и сбиваясь с дороги». И неправильно было бы искать в романе «логически стройного» изложения программы нигилиста Базарова.

Читатель должен многое понять из намёков, сделанных писателем, из недосказанных фраз).

– «Кто есть Базаров?»- спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист».

– Составить какое-то представление о программной деятельности нигилистов мы можем, объединяя разные реплики и суждения по одной и той же теме.

– До «схватки за вечерним чаем» нам уже известны слова братьев Кирсановых о нигилизме. Из новой реплики Павел Петрович о молодых русских художниках понимаем, что явление «нигилизма» ему знакомо давно. «И эта зараза уже далеко распространилась».

Явление им уже как-то по-своему оценено, у него вполне определенная враждебная позиция к нигилизму. Не случайно сказаны слова: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты.

Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве…»

Учитель: Павел Петрович, вероятнее всего, имеет в виду афоризм Гегеля: «Все разумное действительно, все действительное разумно», переосмыслив его. Павла Петровича пугает путь к новому через отрицание старых форм жизни, его пугает всякое посягательство на авторитет.

– Какие же оттенки придают слову «нигилист» разные герои романа?

– «… означает человек, который ничего не признаёт».

-«скажи: который ничего не уважает»

-«который ко всему относится с критической точки зрения».

– «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?»

– Как меняется отношение читателя к «нигилистам» в зависимости от того, кто его толкует? Какое же из определений самое значимое, такое, из которого вытекает очень многое?

– Какое, по-вашему, ближе всего к автору? Ответить на этот вопрос вам помогут строки из письма Тургенева к К. Случевскому: «Они идут по своей дороге только потому, что более чутки к требованиям народной жизни».

– Кто же такие нигилисты? (Нигилизм, т. е. революционное настроение в России по понятиям Базарова, есть направление глубоко историческое, рожденное многими противоречиями общественного устройства, устаревшими нормами сословной морали, низким уровнем жизни русского крестьянина).

– Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях отстаивать свои «принсипы», очень важен для Павла Петровича.

Что же это за «принсипы» Павла Петровича и как относится к ним Базаров? (Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, т. е.

нравственные нормы, выработанные лучшими представителями предшествующих цивилизаций,- опора человеческой личности. Без принципов могут жить только безнравственные люди).

– А как оценивает это принципы Базаров? (Никак, так как никакого блага для общества они не несут. Базаров выступает за то, что полезно. «В теперешнее время полезнее всего отрицание…»)

II. Работа в группах.

1 группа

– Читаем отрывок из 6 главы. Павел Петрович задаёт вопрос Базарову (после разговора о науке)

– Попытайтесь определить подтекст разговора. О чём спрашивает Павел Петрович?

– Мы всегда стремимся к тому, чтобы сам текст романа доказал нам наше мнение. Суть спора о «принсипах» – суть спора о политике общества.

2 группа

– Обратимся ещё к одному отрывку из 10 главы (Чтение отрывка учащимися 2 гр.). Услышав об отрицании «принсипов», Павел Петрович снова поднимает вопрос: как далеко простирается нигилизм Базарова?

– Какие же слова страшно вымолвить Павлу Петровичу? (Реплики всех участников спора свидетельствует о том, что все: и Аркадий, и Павел Петрович, и Базаров – увязывают эту не называемую в подцензурном романе тему с темой положения народа и отношения к нему спорящих сторон).

3 группа

– Найдите и выделите в 10 главе отрывки, выявляющие отношение героев к народу.

– Определите позиции спорящих, ведь оба противника утверждают, что они «за народ». Что же ценит Павел Петрович в народе? И как к народу относится Базаров? (Для Павла Петровича жизнь народа, опирающегося на религию, порядки, еще заведённые дедами, умиляет его, кажется правильной. Базаров же против этого. Даже в какой-то степени ненавидит такой уклад жизни крестьян).

III. Домашнее задание.

Устно подготовиться и ответить на проблемный вопрос: «Какова суть нигилистического отрицания Базарова».

Тема урока: И.С.Тургенев « Отцы и дети ». « Три биографии ». Знакомство с главным героями романа.

Цель урока: на материале первых четырех глав познакомиться с героями, определить их «расстановку», выявить некоторые особенности творческой манеры писателя; учиться монологической речи при устном анализе эпизода.

Ход урока

I. Повторение

– Что вам известно из истории написания романа «Отцы и дети»?

II. Образ Н.П. Кирсанова

– А теперь познакомимся с главными героями произведения. Один из них – Н.П.Кирсанов.

-Расскажите о его прошлом (Подготовленный ученик).

-Зачем так последовательно рассказывает Тургенев о детстве, о годах учебы, о женитьбе Н.П. Кирсанова? К чему точность в художественном произведении? (Н.П. Кирсанов – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.

Он не гонится за славой, блестящая военная карьера не пленяет его, он оставляет при первой возможности гражданскую службу. Выгода, расчет не согласуются с его нормами жизни, он женится по любви на дочери простого чиновника.

)

– Н.П. Кирсанов, безусловно, порядочен – вот к какому выводу можно прийти, прочитав коротенький отрывок. Но это с одной стороны.

– Обратим внимание на даты, встречающиеся в этом отрывке: «…и тут настал 48 год. В 55 году повез сына в университет». Годы реакции Н.П. Кирсанов провел в деревне, занимаясь только своим хозяйством.

Отважиться на открытый протест могут очень немногие. Большинство же не согласных с этой официальной политикой проявляли свой протест пассивно, как Н.П.

Кирсанов, уходя в круг узкой, очень ограниченной деятельности.

III. Чтение описания сельского кладбища (Выразительное чтение на фоне музыки)

– Евгений Базаров похоронен в этой могиле; здесь скрыто его «грешное», страстное, бунтующее сердце. Попробуем пройти дорогой героя. Постараемся понять, почему так одинока эта могила. Почему лишь родители да птицы посещают её? Какие воспоминания оставил он о себе? Почему умер? Но сначала вглядимся в него попристальнее.

– Как вы приняли Базарова по внешнему впечатлению?

– Действительно ли Базаров безразличен к своему внешнему виду?

– Почему, к примеру, он называет свою шинель «одежонкой»? Всегда ли он одинаково одет?

– Ставит ли Тургенев целью унизить своего героя, создавая его портрет? А для этого сравним тексты двух изданий романа.

1) Текст, напечатанный в «Русском вестнике»: «длинное и худое лицо с широким угреватым лбом» и т.д.

2) Отдельное издание романа: «длинное и худое с широким лбом» и т.д.

– Сделаем выводы на основе сравнения.

В первом случае чувствовалось желание снизить образ. Не внося ничего существенного в оценку героя, эта деталь вызывала неприятное брезгливое чувство. Но в тех колебаниях, какие были у писателя в отношении к герою, победило доброжелательное чувство и оно выражено эстетически.

– Итак, с первого же нашего знакомства с героем- нигилистом вы понимаете, как сложно к нему отношение автора. И в этом нам ещё предстоит разобраться.

– А почему Тургенев не выделил биографию героя в отдельную главу, подобно биографиям Кирсановых?

– Давайте понаблюдаем и над характером Аркадия.

– Вспомните некоторые детали его предыстории, известной из биографии Н.П. Кирасанова

– Как характеризуют Аркадия первые главы?

– Какую роль играет А. в сюжетном развитии этих глав?

(Аркадий привез Базаров в родовое имение, он заметно гордился своим другом, невольно старается заимствовать даже чисто внешние черты и манеры поведения. В Аркадии сочетается наивная восторженность и трезвый реализм.

Его глазами мы видим унылый пейзаж свидетельствующий о нищете и разорении русского крова. Следует отметить критическую направленность мысли Аркадия, его сочувствие русскому обездоленному крестьянину.

«Преобразования необходимо, – считает он,- как их исполнить?»)

IV. Анализ III главы.

– Нами 3-я глава прочитана, как осуществляется связь эпизодов только что прочитанной и последующих глав (Уверенность в необходимости перемен и вопрос о путях преобразований, поднятый в 3-й главе, является той главной проблемой, которая вызовет споры и расхождения героев романа и в 4-й и в последующих главах).

– Мы уже наблюдаем с вами начавший проявляться антагонизм главных героев, а теперь, при анализе 4-й главы обратим внимание на детали, рисующие поведение этих героев.

– С какой фразы начинается глава? (Глава начинается исполненной глубокого смысла фразой: «Толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ…»)

– Не преувеличены сетования Н.П. Кирсанова о неприятностях с крестьянами, не обманывает Аркадия насчет напряженности момента – воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых, нарушающих издавна существующий обычай – встречать господ поклонами и хлебом солью.

– Как ведет себя П.П. Кирсанов, здороваясь с Базаровым? («Слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман»).

– Проанализируйте этот отрывок.

– А как ведет себя Базаров? Он обижен? Оскорблен? Раздосадован?

– Обратимся к тексту. «Ничего не случилось,- отвечает Аркадий – так замешкалась немного. Зато мы теперь голодны, как волки. Поторопи Прокофьевича, папаша, а я сейчас вернусь.- Постой, я с тобой пойду,- восклицает Базаров, внезапно порываясь с дивана».

– Что обозначает это действие Базарова? Каковы мысли героя в этот момент?

V. Анализ психологического метода Тургенева.

– Итак, внутреннего монолога в тургеневском тексте нет, но можно догадаться о мыслях героя по одной детали.

– Выявляя эту особенность творческой манеры Тургенева – маленькой внешней деталью передавать глубинные переживания героя, обратим внимание на только что изученные главы.

– Чтение отрывка из 2-й главы – встреча и знакомство Базарова и Н.П. Кирсанова (Н.П. Кирсанов быстро обернулся…)

– Какие думы, вероятно, предшествовали замедленному жесту Базарова?

VI. Чтение сценки из 3-й главы – встреча отца и сына после разлуки.

– Аркадий говорит, волнуясь, все время сам себя перебивает; а потом « вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк».

– Объясните причину происшедшей перемены.

– Мы стремились собрать вместе эти наблюдения, чтобы доказательнее прозвучал вывод о психологическом анализе у Тургенева.

– Обратимся к словам Писарева: «У Тургенева мы видим только результаты, к Аркадию пришел Базаров, и узнаем, как он поступает в жизни, как обращается с людьми. Психологического анализа, свободного перечня мыслей Базарова мы не находим, но мы можем только догадываться, что он думал и как формулировал перед самим собой свои убеждения».

– Теперь к словам самого Тургенева: «Писатель д.б. психологом, но тайным. Он должен знать и чувствовать корни явлений: но представлять только самые явления – в их расцвете или увядании… Надо уметь схватывать одни характеристические детали. В этом одном состоит талант».

VII. Домашнее задание:

1. Значение детали в раскрытии психологии героев (ответ подкрепить собственными примерами)

2. Перечитать 10 главу:

• Что означает слово «принцип»?

• Почему спор начинается с вопроса об аристократии. Какова точка зрения спорящих?

• Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности?

• Каково отношение спорящих к существенному строю?

• Каково отношение героев к народу?

• Как ведет себя А. в споре? Есть ли у него свои принципы?

4,5,6,7,9 главы:

-Как через отношения с хозяевами и жителями с. Марьино раскрывает личность Базарова? (его впечатление о семье Кирсановых, как меняется Базаров в зависимости от того, с кем и о ком он говорит).

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Тургенев и. с отцы и дети самое краткое содержание, читать краткий конспект, пересказ вкратце

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ – ТУРГЕНЕВ И. С ОТЦЫ И ДЕТИ

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»).

Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке.

К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений.

Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы».

Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат.

Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания».

О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную – «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича.

Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен.

От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций.

Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни. Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым.

Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия и Базарова.

Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический.

Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…» Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито».

Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе».

Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит:

«…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор». Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе.

Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых. От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину.

Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого».

Он особенно негодует еще и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*. Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок.

Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко.

Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг. И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание.

Девушка проницательно замечает, что Базаров для них – чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные». Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием.

На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает.

Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового». Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови.

Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены. Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним.

Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом.

«А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России.

«Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице». Проходит шесть месяцев.

В небольшой деревенской церкви венчаются две пары:

Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход.

Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще.

Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело». Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы.

Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике. На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына.

Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ – ТУРГЕНЕВ И. С ОТЦЫ И ДЕТИ

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/turgenev-i-s/577-turgenev-i-s-otczy-i-deti-samoe-kratkoe-soderzhanie-chitat-kratkij-konspekt-pereskaz-vkratcze.html

Урок 11. «отцы» и «дети» в романе – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

Конспект романа отцы и дети кратко | Госправо

Урок Конспект Дополнительные материалы

Литература

10 класс

Урок № 11

«Отцы» и «дети» в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как отразилась политическая борьба 1860-х годов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
  2. В чём смысл названия, нравственная и философская его проблематика?
  3. Как автор показывает общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»?

Тезаурус

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В России 60-х годов XIX века общественные взгляды на развитие событий в стране разделены. Часть населения поддерживает мировоззрение консерваторов — сторонников привычного уклада. Представители революционно-демократической оппозиции призывают народ к решительным движениям и свержению старого режима.

Иван Сергеевич Тургенев задаётся вопросом, какова дальнейшая судьба страны: «Я напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…».Свои размышления писатель выражает в романе «Отцы и дети», который заканчивает в 1861 году.

Название не случайно: образы «отцов» и «детей» воплощают черты разных общественных интересов.

«Дети» — это представители демократического поколения. Они не желают и не могут жить по-старому, призывают разрушить давно существующие ценности. Такие действия автор называет «нигилизмом».

По словам литературоведа Никиты Ивановича Пруцкова, нигилисты «готовы были отрицать прекрасное искусство, эстетику… Называли себя “ужасными реалистами”, сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Противоположные взгляды и ненависть друг к другу вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства. Евгений называет Павла Петровича «феодалом», «архаическим явлением», жизнь его — «пустота и распущенность», его принципы — пустые слова человека, который «сидит сложа руки».

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — так поясняет сам Тургенев, считая основным конфликтом в произведении споры Базарова и Кирсанова, то есть, демократов и либералов.Молодой нигилист — сын лекаря, а дед его пахал землю.

Он из простой среды, из людей, которым знакома крестьянская доля, поэтому хочет изменить тяжёлое положение простых тружеников. Но почему Базаров изображён равнодушным к судьбе народа? Недоверчивые мужики называют самоуверенного Базарова «вроде шута горохового».

По мнению писателя, герою нет дела до того, как будут жить крестьяне после реформ, он считает, что простой люд находится на низшей ступени развития. Евгений образован и твёрдо уверен, что знания и опыты нужны для того, чтобы понять и объяснить явления окружающего мира, болезни людей, пороки современного общества.

Искусство молодой человек считает бесполезной тратой времени, не видит в нём «никакого практического смысла», для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Он отрицает отжившие формы общественной жизни, аристократические принципы, Бога, обычаи народа, любовь, дружбу.

Тургенев поясняет: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, … сухостью и резкостью, …я (как писатель) не достиг своей цели». То есть, герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой».

Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».
Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе.

Таким образом, автор подчёркивает ценность связи между поколениями, которую необходимо беречь.

Писатель не обходит стороной и тему любви.

Молодой нигилист презирает людей, теряющих голову от чувств: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…».

Богатая молодая вдова Анна Одинцова симпатична Евгению, но он старается этого не показывать. Отрицая любовь, смеясь над Павлом Петровичем, Базаров попадает в подобную ситуацию: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» … «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились».

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь. Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.

Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

Разбор заданий Тренировочного модуля:

1. Единичный / множественный выбор

В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?

1859 г.

1860 г.

1861 г.

1862 г.

Правильный вариант:

1861

Подсказка: в этом году Александр II издал Манифест, благодаря которому вошёл в русскую историю как Александр II Освободитель.

2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенные слова.

«Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с ______________ и завёл «ферму», — в две тысячи десятин земли.

Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в ___________, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.

Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди, и воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома, окружённый дешёвыми ___________, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями».

Слова:

Крестьянами

Провинции

Гувернёрами

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3550/conspect/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.