Коррупция в сфере ЖКХ процветает

Коррупционные преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: основные схемы и причины совершения

Коррупция в сфере ЖКХ процветает

Балабаева, А. Д. Коррупционные преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: основные схемы и причины совершения / А. Д. Балабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65441/ (дата обращения: 08.09.2020).



Сфера ЖКХ — одна из важнейших составляющих отрасли непроизводственной сферы экономики [2, с. 1]. С точки зрения социально-экономического развития общества ЖКХ является одним из факторов благосостояния общества.

ЖКХ определяет условия жизнедеятельности человека, комфортность и благоустройство его жилища, качество бытовых и других услуг, от которых зависит социальный климат в конкретном обществе или населенном пункте, а также качество жизни населения [3, с. 7]. Исходя их этого, можно говорить о том, что она затрагивает интересы всех граждан.

Между тем, невозможно не отметить, что эта важнейшая составляющая в системе жизнеобеспечения граждан является достаточно криминализированной.

Коррупция переводе с латинского («corrumpere») означает растление. И в первую очередь имеется в виду моральное разложение должностных лиц, незаконно использующих свое служебное положение в целях извлечения личной выгоды, а также подрыв той сферы жизни общества, в которой сама коррупция распространена.

При этом примерно половина преступлений, совершаемых в сфере ЖКХ, являются коррупционными. К таким преступлениям относится взяточничество, предусмотренное статьями 290, 291 и 291.

1 УК РФ, мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК РФ), присвоение и растрата (ч. 3 ст. 160 УК РФ), а также коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и злоупотребление или превышение должностных полномочий (ст. 285 и ст.

286 УК РФ) [4, с. 2].

Вопрос коррупции в сфере ЖКХ стоит достаточно остро, и полное его рассмотрение немыслимо без обращения к практике и реальным ситуациям, складывающихся в сфере ЖКХ. Важная задача — уяснить, каким образом совершаются коррупционные преступления в этой области общественной жизни.

Так, Г. А. Алиева приводит несколько примеров таких схем:

1) Схема, основанная на передаче подрядчиком взятки управляющему лицу муниципального предприятия или коммерческой организации за заключения с ними договора на выполнение работ или оказание услуг, для обеспечения выигрыша при проведении конкурса на заключение государственных контрактов в сфере ЖКХ и т. п. Таким образом целевые бюджетные средства оказываются в руках преступников.

2) Схема, суть которой сводится к преступному взаимодействию между органами местного самоуправления и региональными представителями ЖКХ, в ходе которого органы местного самоуправления передают последним взятки за выделение из бюджета средств для развития ЖКХ (например, на капитальный ремонт местного жилищного фонда).

3) Высока вероятность преступления при заключении собственниками многоквартирного дома договора со сторонней организацией для оказания услуг.

Суть преступных деяний сводится к тому, что поставщики услуг путем подкупа «оформляют фиктивные договоры на выполнение работ и (или) оказание услуг, реализуют свою деятельность без получения лицензий и иных разрешительных документов, используют фирмы-однодневки либо несуществующие коммерческие организации для перевода денежных средств на их лицевые счета» [1, с. 4].

4) Схема, связанная с проведением конкурса на определение исполнителя жилищных услуг. Между должностными лицами и представителями организации-претендента может иметь место преступный сговор, направленный на лоббирование интересов конкретной организации этими должностными лицами, получившими за это взятку.

5) Проблемным вопросом является отсутствие в жилищном законодательстве РФ норм, предписывающих товариществу собственников жилья проводить конкурсы при выборе организации-подрядчика. Этот пробел делает возможным получение лицами, управляющими товариществом, получать незаконное вознаграждение за выбор конкретной организации при заключении подряда.

Нетрудно заметить одну общую черту, характерную для каждой из приведенных преступных схем: сотрудники правоохранительных органов либо проявляют низкую бдительность по отношению к совершаемому преступному деянию, либо сами являются субъектами преступления.

Но почему за одной из важнейших составляющих социальной сферы — жилищно-коммунальным хозяйством так сложно наладить соответствующий контроль?

В доктрине обращают внимание на следующие причины криминализации сферы ЖКХ:

1) сложность системы учета расходования денежных средств, выделяемых государством;

2) сложность организации структуры ЖКХ;

3) практически полное отсутствие контроля за деятельностью организаций в этой отрасли экономики;

4) большой объем нормативно-правового регулирования, включающий нормы гражданского, жилищного законодательства, большое количество подзаконных актов [5].

Из изложенного неизбежно следует вывод о необходимости уделить коррупционным преступлениям в сфере ЖКХ особое внимание со стороны правоохранительных органов, преимущественно Следственного комитета Российской Федерации как основного органа, обеспечивающего реализацию национальной антикоррупционной политики. Более того, ст. 151 УПК РФ относит производство предварительного расследования преступлений коррупционной направленности к исключительной подследственности СК России.

Таким образом, при расследовании такого рода преступлений следователь должен проявить себя как грамотный и разносторонний специалист, используя знания из области экономики, тактики производства отдельных следственных действий (например, осмотра документов и допроса подозреваемого, обвиняемого), методики расследования коррупционных преступлений, а также назначения и производства судебных экономических экспертиз. Задача следователя на первоначальном этапе — выявить преступную схему совершения взяточничества — это, действительно, одна из важнейших предпосылок к установлению всех обстоятельств преступного деяния. Но не следует забывать и о совершенствовании нормативно-правового регулирования, толчком к началу которого может стать выявление следователем обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Литература:

  1. Алиева Г. А. Схемы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ // Российский следователь. Москва. 2016. № 1. — 3–6 с.
  2. Дерябина Е. В. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства как специфическая подсистема общественного воспроизводства в экономике России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 8. — 7 с.
  3. Комиссарова Л. А. ЖКХ как фактор устойчивого социально-экономического развития страны // Вестник НГИЭИ. 2010. № 1. — 9 с.
  4. Новикова М. А. Коррупция в сфере жилищно-коммунального хозяйства: понятие и виды // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. № 1–2. — 5 с.
  5. Экономические преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства // сайт Управления МВД по Томской области. URL: https://70.мвд.рф/news/item/18482466. Дата обращения: 01.12.2019.

Основные термины(генерируются автоматически): сфера ЖКХ, УК РФ, оказание услуг, выполнение работ, местное самоуправление, нормативно-правовое регулирование, проведение конкурса, схема.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65441/

Коррупция в жилищно-коммунальном хозяйстве России | Защита потребителей в сфере ЖКХ

Коррупция в сфере ЖКХ процветает

Общероссийская общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» работает с 2006г. изучает факты и жалобы граждан, принимает конкретные меры, разрабатывает предложения по фактам противодействия коррупции, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Поступившие жалобы в нашу организацию позволяет сделать вывод, что коррупция в ЖКХ достигла космических размеров! Население нашей страны уже привыкла к коррупции и обману со стороны управляющих компаний, своего же ТСЖ, потеряла веру в дееспособность государственной власти и в социальную справедливость.

Эти негативные тенденции угрожают национальной безопасности и конституционному строю.

Граждане РФ привыкли к «поборам», «клановости», «завышению тарифов по услугам ЖКХ», «монополизму», что многие теряют свою гражданскую активность в противостоянии этому злу, учитывая индифферентное отношение самой власти проблем в развитии ЖКХ.

Практика показывает, что пока первое лицо страны – Президент не обратит внимание и не привлечет к публичной ответственности должностных лиц в регионах за нарушения законодательства в сфере ЖКХ, например: по завышенным тарифам за услуги ЖКХ, то ситуация так и будет продолжаться постепенно разрушая экономику и основы конституционного строя России. Окончательным следствием бездействия власти может быть крах политической системы.

Сегодня, коррупция в ЖКХ – это основной социально-экономический показатель в обществе и определитель дееспособности власти (региональной), показатель эффективности работы Главы региона – Губернатора либо Президента республики.

Размах коррупции в ЖКХ всеобщ, начиная от простого сантехника до должностных лиц органов исполнительной, законодательной власти.

Практика показывает, что многие стремятся извлечь от «слабого не управляемого законом звена» как – ЖКХ наибольшую незаконную материальную выгоду.

Не смотря на усилия Президента РФ В.В. Путина, коррупция в нашей стране в сфере ЖКХ продолжает созидать и развиваться из-за отсутствия должных законодательных норм, не принятых нужных законов в сфере общественного (гражданского) контроля. Указанные факторы приветствуются малыми и большими коррупционерами в центре и на местах, создают благодатную почву для поборов и коррупции.

Вступивший в силу в 2005 году Жилищный кодекс считался максимально антикоррупционным, сегодня наши общественные эксперты практически единогласно заявляют о том, что побороть коррупцию в этой сфере в ближайшие годы не удастся.

Несмотря на все предпринятые меры, только за 2012 год ущерб от коррупционных действий в сфере ЖКХ уже составил 5,5 млрд.руб.

Нынешнюю коррупционную ситуацию в этой сфере связывают с введением двухступенчатой системы повышения коммунальных тарифов – управляющие компании самовольно увеличивают ставку в разы, и таким образом рост тарифов во много раз превышает обещанные президентом показатели.

Коррупционный риск во взаимоотношениях граждан с ЖКХ по оценкам «Первого Антикоррупционного СМИ» составляет 32%, то есть ему подвергается почти одна треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на пятое место по коррупционному риску среди других сфер.

Экономические преступления пронизали эту отрасль до основания — от начальника Жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) до простого слесаря.

Проанализировав махинации в отрасли ЖКХ, эксперты пришли к выводу, что за многие годы у коррупции в этой сфере выросли три этажа.

Третий этаж. Бытовая коррупция

Самый примитивный способ нажиться в сфере ЖКХ используют работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ нам уже кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Хотя дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде официально не зафиксирована, но все давно привыкли к такой ситуации. А ведь по закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги.

В договоре с управленческой компанией, который жильцы чаще всего в глаза не видели, прописан достаточно объемный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы.

Справедливости ради надо сказать, что в случае с ЖЭУ одних лишь знаний о перечне обязательных к выполнению услуг оказывается недостаточно. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает даже тех жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях.

Но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение же такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в доме может течь крыша, подъезды — быть грязными неделями, злополучный кран — не работать несколько дней, а коммунальщики — ждать денежного стимула.

От поступивших в нашу организацию заявлений приводим пример:

Так, в нашу общественную приемную Белгородского Регионального отделения поступило коллективное заявление от 11.02.

2013 года, подписанное 9-тью гражданами (членами БРО ООО «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», председателями и членами Совета МКД, председателями ТОСов), являющихся собственниками жилых помещений многоквартирных домов в г. Белгороде по вопросу изменения порядка исчисления тарифа на вывоз Твердых Бытовых Отходов.

Источник: https://maxpark.com/community/4701/content/3103263

Коррупция в сфере ЖКХ процветает

Коррупция в сфере ЖКХ процветает
verwalter

Под таким заголовком в Новых известиях вышла статья Маргариты Алехиной. В статье упоминается очередное «мудрое» решение Государственной Думы (состоящей преимущественно из спортсменов, людей искусства и прочих дилетантов) по поводу работы управляющих компаний.

В статье говорится: «В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов.

Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать.

Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО»

Тут что не фраза, то перл.Почему рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями гражданам не удобно? А как же тогда граждане умудряются напрямую оплачивать счета за электроэнергию и телефон? Единой платежкой платят за все ресурсы меньшинство граждан. В советское время, например, за газ, электричество и телефон платили отдельно. И никто не страдал.

Неудобство тут минимальное: подписать не одну, а несколько платежек. К тому же все большее число граждан переходят на оплату через терминалы, а не банки. Точно также нет никаких проблем по оплате отдельно водоснабжения и водоотвода. Будет 4-5 платежек. Ничего страшного. Зато задолженность будет адресной.

Не дом в целом будет должником, а конкретные квартиры, с которыми пусть ресурсники и разбираются напрямую. Им этим заниматься не хочется? А кого это в конце-концов волнует. Почему ресурсникам не хочется заниматься непосредственно с теми, кто им не платит, а вот управляющие компании должны заниматься с неплательщиками за поставку ресурсов, хотя эти деньги не принадлежат УК.

Второй вопрос, злоупотребления. Все думают и гадают, как сделать так, чтобы нечистые на руку руководители УК не задерживали деньги ресурсников, которые поступают на их счета. Какими же надо быть альтернативно одаренными, чтобы разводить руки и говорить, что другого способа, кроме ужесточения уголовного наказания, не существует.

Такое ощущение, что в Госдуме сидит дурак на дураке и дураком погоняет. Почему некоторые руководители некоторых УК (как упомянутый в статье Мурад Гечебаев) мухлюют с деньгами, которые принадлежат ресурсникам? Да потому, что жильцы переводят деньги не на счета ресурсников, а на счета управляющих компаний.

Ну так сделайте так, чтобы жильцы переводили деньги напрямую на счета ресурсных организаций. И вопрос снят. После этого ни одна управляющая компания не станет задерживать перевод денег ресурсникам и мухлевать ими, потому что эти деньги на ее счета поступать не будут. Управляющая компания будет получать только плату за жилье.

Журналист пишет: «За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ – такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей.».

33 миллиарда! А весь вопрос решается элементарно: раздельными платежками. Но додуматься до этого нашим депутатам не судьба. А может просто не хотят лишать местных чиновников такого жирного куска дохода?Или вот еще перл: «По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций». Это вообще уже курам на смех.

Журналистка хотя бы поглубже вникла в проблему, прежде чем писать свою статью. Как раз разные нарушения характерны в первую очередь для всех этих ГУП ДЕЗ. А если их мало ловят, то только потому, что они имеют поддержку в управе или префектуре. Да и т.н.

частные управляющие компании в сфере ЖКХ (кроме коммерческой недвижимости), это чаще всего тем же самые бывшие ГУП ДЕЗ, только акционированные, сменившие вывеску и теперь считающиеся вроде частными, но на самом деле продолжающие сохранять прямые связи с чиновниками из управ. Эта схема между прочим чиновникам даже выгоднее.

Потому что частную управляющую компанию очень просто признать банкротом, создать новую, а на долги старой «забить». Одна их схем воровства, кстати. Про что журналистка похоже даже не слышала.

Далее приводятся слова зампреда Всероссийского совета местного самоуправления Светланы Разворотневой: «Решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями». Не знаю как в самоуправлении, но в ЖКХ эта Светлана Разворотнева не понимает вообще ничего.

Она предлагает, чтобы с ресурсниками начали общаться напрямую ТСЖ, то есть группа дилетантов, которые не знают кучу всевозможных нюансов и пока их узнают, могут заключить такой кабальный договор, что жильцы в осадок выпадут.

Журналисты почему-то говоря про ЖКХ видят только нарушения управляющих компаний и чиновников, а ресурсники по их мнению видимо это такие честные порядочные организации, которые никого не обманывают а только предоставляют ресурсы и страдают от неплатежей. Три ха-ха. Приведу конкретный пример.

Знает ли Светлана Разворотнева, где заканчивается зона ответственности обслуживающей организации при получении ресурсов для МКД? Думаю не знает. И большинство собственников квартир, создающих ТСЖ этого не знают. А зона ответственности заканчивается (ну или начинается) от «первого колодца».

Ближайший к дому колодец это граница, с которой начинается зона ответственности обслуживающей организации (ДЕЗ, УК, ТСЖ, общество любителей домино и т.д.), получающей воду для дома. Что это значит? Это значит, что до этого первого колодца воду поставляют ресурсники и все что случится с трубами до этого колодца исправляет ресурсная организация (аварии, плановая замена и т.п.).

Но после первого колодца ответственность уже несет обслуживающая организация. В чем тут засада?Если подписывающие договор люди этого не знают, то ресурсники могут так составить договор, что их зона ответственности закончится не у первого от дома, а хоть от сто первого колодца. И я не очень сгущаю краски.

Мне известен случай, когда ничего не понимающий в этом деле ТСЖ подписал договор так, что стал нести ответственность чуть ли не от десятого колодца. Сколько этому ему стоило дополнительно можно посчитать. А это только одна из множества деталей, которую надо знать при заключении договора с ресуропоставляющей организацией.Вот и хочется спросить: откуда берутся эти журналисты, которые не умеют или не хотят понять проблему ЖКХ до конца. Ну и полностью убивает финал статью, когда журналистка приводит мнение о ЖКХ кого бы вы думали? Перечислю:Амаяк АКОПЯН, артист эстрады, фокусник-иллюзионист:,Полина ДАШКОВА, писательница,Эдгар ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик,Ярослав ЕВДОКИМОВ, певецВасилий ГОЛОВАЧЕВ, писатель-фантастКак говорится, слов нет. Я обращаюсь ко всем журналистам, которые хотят писать о ЖКХ: консультируйтесь со специалистами, учитывайте их мнение. Я готов ответить на вопросу по управлению домами, представители управляющей компании МАТОРИН-УН, в которой я работаю, тоже всегда ответят на любой вопрос. Есть и другие профессионалы, которые помогут разобраться в такой не простой вещи, как ЖКХ. Иначе ваши статьи получают однобокими и вместо того, чтобы прояснить проблему, только запутывают ее еще больше. ?

|

verwalterПосле того, как Путин на форуме «Россия зовет» фактически признал невыполнимость своего Указа № 600, он высказался в том смысле, что мол одним из виновных являются товарищества собственников жилья (ТСЖ), массовое создание которые не имело того эффекта, на который рассчитывало правительство. Интересно, а на какой эффект они рассчитывали от ТСЖ? Что ТСЖ взвалят на себя эту махину, под названием ЖКХ и разгребут авгиевы конюшни? Если правительство так думало, то в правительстве какие-то наивные люди сидят. К ТСЖ нареканий множество, к тому же как известно, огромное количество ТСЖ было фиктивно создано местными властями для проведения в жизнь своих интересов. Однако это не значит, что ТСЖ это вообще бессмысленная вещь. На мой взгляд при правильном подходе ТСЖ может быть частью эффективной системы управления домом.Если рассматривать ТСЖ, как некую домовую управляющую компанию, то эффект от ТСЖ скорее всего будет ничтожным, если не отрицательным. Потому что ТСЖ, как объединение собственников квартир, по сути является объединением дилетантов в сфере ЖКХ. В этом нет ничего удивительного, потому что человеку, купивший квартиру, вовсе от этого не становится экспертом по вопросам управления домом и выстраивания взаимоотношений с местной властью и организациями, поставляющими ресурсами. Среднестатистический владелец квартиры в этих вопросах «плавает». Поэтому даже став членом правления ТСЖ, он все равно набьет немало шишек, пока кое в чем разберется. В связи с чем ТСЖ, как полностью автономный орган управления многоквартирным домом (МКД), скорее всего разочарует собственников. Но из этого не следует, что ТСЖ надо ликвидировать как класс.По моему ТСЖ и управляющие организации должны взаимно дополнять друг друга и тогда эффективность управления повысится. Например, при подписании договора с МКД, в котором нет ТСЖ, управляющая компания вынуждена подписывать договор на управление с каждым собственником квартиры. Согласитесь, это не такое уж простое дело в доме с сотнями квартир. А если в доме есть ТСЖ, то управляющая компания подписывает договор только с ТСЖ, как полномочным представителем собственников квартир.Опять же, если в доме нет ТСЖ, то для принятия любого мало-мальски значимого решения управляющая компания должна собирать общее собрание собственников, потому что без решения такого собрания большинством её действия будут признаны незаконными. Собрать жильцов, чтобы был «кворум» не так-то просто и получается, что иногда важное управленческое решение буксует из-за того, что собственники не могут собраться в нужном составе. Естественно, что решать вопросы с правлением ТСЖ (иногда достаточно решения председателя правления) гораздо проще и быстрее.ТСЖ в свою очередь тоже получает массу бонусов от приглашенной управляющей компании. ТСЖ само может выбрать перечень вопросов, которые оставляет за собой, например, вопросы финансового плана, а на УК переложить управления домом как таковое, а может пригласить УК только для решения вопросов эксплуатации, управляя домом сама. То есть ТСЖ как равноправное юридическое лицо может определиться, что может сделать само, а что передается в ведение управляющей компании. И все счастливы.Конечно это справедливо только для тех случаев, когда товарищество собственников жилья создано на самом деле собственниками, а не является фиктивной подставной структурой, функционирующей в интересах местной власти.

Источник: https://verwalter.livejournal.com/83651.html

«Коммунальная коррупция» и методы борьбы с ней

Коррупция в сфере ЖКХ процветает

Уже мало для кого является новостью тот факт, что большинство действий жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих компаний производится вне правового поля. Последнее рассчитано на элементарную правовую безграмотность и невнимательность населения.

Даже когда дело доходит до суда, представители компаний, зачастую наемные или кадровые юристы, предпринимают попытку исказить сложившуюся ситуацию таким образом, что собственники жилья попадают в крайне невыгодное положение.

Происходит сие по причине того, что граждане не в состоянии правильно и грамотно защитить себя, многие просто не замечают искажения фактов, а тот принцип, что суд обязан учитывать положение юридически слабой стороны, в рамках судопроизводства, зачастую игнорируется.

Многочисленные интернет-ресурсы, частные каналы и блоги раскрывают все нюансы того, как бороться с управляющей компанией, описывая ситуации и схемы обмана жильцов, посредством манипуляций с действующим законодательством.

Чтобы знать, как защититься, нужно понять суть обмана

Построение линии защиты и того, как бороться с ЖКХ, в основной массе случаев кроется в самой ситуации, которая собственнику видится обманной, не логичной, не обоснованной.

Сегодня управляющие компании разработали для себя серию лайф-хаков о том, как обмануть жильцов или полулегальных схем получения дополнительной прибыли с собственников жилья.

В качестве примера приведем наиболее распространенные из них.

«Мудреные квитанции» и как их понимать

Общей формы квитанций для оплаты коммунальных услуг не установлено, благодаря этому пробелу УК часто обманывает своих абонентов. Несмотря на требование Президента в связи с многочисленными обращениями, сделать их наиболее понятными для абонентов, отреагировали не него, не многие УК.

В квитанции за коммунальные платежи должны быть отражены данные или сведения для расчетов. Последнее для многих жильцов вызывает сложность, но тщательная проверка документа позволит понять, где внесена недостоверная информация, повлекшая увеличения размера оплаты услуг и начисление лишних платежей. Так, часто «ошибки» допускают в следующих строках:

  • Число жильцов фактически или юридически – здесь следует проверить правильность указания числа лиц, зарегистрированных в пределах вашей собственности;
  • Непонятные услуги – это плата за обслуживание общедомовых приборов учета и сетей. В ряде регионов доказана неправомерность такого вида оплаты, так как доказали, что по факту не каких работ по обслуживанию не велось, а введение такой строки связано с установкой внутридомовых учетных приборов;
  • Непонятные пени и штрафы – последние вполне законны, если потребитель нарушает сроки оплаты, например, вместо 25 числа, платит 30, так просрочка составляет 5 дней и по закону за каждый из них допускается начисление пени в размере ставки рефинансирования (сегодня 8,25%) за каждый день, но если сумма внесена в срок, что подтверждается чеком, такой строки быть в квитанции вовсе не должно, а оспорить ее можно посредством претензии;
  • «Странный перерасчет» — это наиболее труднообъяснимая строка в квитанции, так как обоснования под собой она не имеет. Так, перерасчет должен быть инициирован компанией, например, при допущенных ошибках, по требованию потребителя. На практике, причиной перерасчета является попытка компании распределить на всех собственников дебиторскую задолженность в виде неоплаченных иными собственниками счетов или превышение лимита потребления ресурсов;
  • ОДН – или расход на нужды общедомового характера. Данная графа расходов вызывает наибольшее недоумение со стороны владельцев квартир. А между тем, рассчитывается она пропорционально квадратным метрам собственника жилья.

Исходя из того, как нас обманывает ЖКХ или УК, стоит изучить и нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы. Одновременно стоит помнить, что получать и информацию о том, как начисляются платежи – это право жильца и прямая обязанность жилищно-коммунального хозяйства предоставить сию информацию.

Бесплатно-платные услуги

По истине, коррупция – это предоставление на платной основе априори безвозмездных услуг, обозначенных законодательно. Причина в том, что не всем жильцам известен их перечень, на чем, собственно и основан обман УК и ЖЭК. Такие действия наказуемы, именуются мошенничеством и для них предусмотрена статья закона, с определением соответствующего наказания.

Услуги, которые компании должны оказывать на безвозмездной основе, нередко находят свое отражение в счетах за коммуналку.

К таковым относятся:

  • Оплаты за лифт, который не работает или еще не запущен в эксплуатацию;
  • За неработающий мусоропровод;
  • За замену электрощитов, а также стоимость отключения и подключения электроэнергии, пока велись работы по замене;
  • За вызов мастеров, за отключение стояков при ремонтных работах;
  • За содержание систем дымоудаления, пожаротушения;
  • Дополнительные услуги.

Представленный выше перечень — это услуги, включенные в строку расходов «содержание общего оборудования и его текущий ремонт». Бесплатными их модно назвать условно, но многие УК пытаются сделать их самостоятельными, что влечет за собой двойную оплату.

Для понимания того, за что мы платим в рамках содержания общедомового имущества, следует обратиться к перечню услуг, обозначенных в 290 Правительственном Постановлении.

По мнению юристов, все виды работ, не вошедшие в сей нормативный акт, имеют право обозначаться в качестве дополнительных, а значит, могут быть включены в квитанцию. При этом, имея не обобщенное название «дополнительные», а быть конкретизированными.

«Хитрый» договор и подложный протокол, как основа коррупции

Обман жильцов в сфере ЖКХ обслуживания начинается еще на стадии заключения договора с компанией. В него вносятся положения, априори противоречащие законодательству. Так, коррупционная деятельность одной из УК Челябинска заключалась в незаконном повышении тарифов за коммунальные платежи на том основании, что такой пункт присутствует в тексте договора.

  1. Хитрость и нелогичность заключена в том, что, коли жильцы многоквартирного дома на общем собрании решили установить норму оплаты, вместо того, чтобы рассчитывать ее по тарифу, то и отменить ее может только общее собрание.
  2. Последнее подтверждается протоколами общих собраний, которые нередко являются подложными, а собраний по факту не проводилось. Такие действия можно назвать не просто коррупционными, а мошенническими.
  3. Нередко в договора включаются пункты, в силу которых осмотры состояния коммуникаций, кровли, состояния систем пожарной безопасности, становятся платными. Последние находят отражение в платежках.
  4. Очень часто жильцы пытаются бороться с незаконно начисленными коэффициентами. С точки зрения бухгалтерии, обнаружить их в квитанции не так просто, да и увидеть в расчетах также сможет не каждый. Хотя в наличии такого обмана сознаются сами коммунальщики, списывая последнее на человеческий фактор в виде ошибок сотрудника.

Таким образом, в своем стремлении получить прибыль, даже если придется обмануть, потребителя, УК не страшится нарушить закон.

Спасение утопающих или как бороться правильно

Поход в суд с иском о том, что Вас обманывает управляющая компания, в корне нецелесообразен.

Борьбу с компанией всегда легче вести на «своей территории», кстати сказать, это правило установлено законодательно и выражается в той норме, что определяет право суда отказать в рассмотрении иска, равно, как и Роспотребнадзор в рассмотрении жалобы, если не соблюден досудебный порядок или не направлена претензия в саму компанию.

Борьбу следует начинать с направления письменных претензий в УК. Если начисление лишних платежей по вине конкретного сотрудника – пишем жалобу. Не получаем ответ, пишем в прокуратуру о его неполучении. Одним словом, собираем доказательную базу – компромат. Борьбы с нарушениями в сфере ЖКХ должна подтверждаться документально.

«Коммунальная коррупция» и методы борьбы с ней Ссылка на основную публикацию

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/korruptsiya-v-sfere-zhkh

Трехэтажная коррупция в ЖКХ

Коррупция в сфере ЖКХ процветает

20.03.2012 / 13:20

20 марта в России отмечается День работников жилищно-коммунального хозяйства. Редакция pasmi.

ru поздравляет всех тружеников этой отрасли и желает скорейшего капитального ремонта нашего общего «дома» и избавления его от разрушительной коррупции.

Коррупционный риск во взаимоотношениях граждан с ЖКХ составляет 32%, то есть ему подвергается почти одна треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на пятое место по коррупционному риску среди других сфер.

Экономические преступления пронизали эту отрасль до основания — от начальника Жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) до простого слесаря. Редакция pasmi.ru, проанализировав махинации в отрасли ЖКХ, пришла к выводу, что за многие годы у коррупции в этой сфере выросли три этажа.

Третий этаж. Бытовая коррупция

Самый примитивный способ нажиться в сфере ЖКХ используют работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ нам уже кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Хотя дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде официально не зафиксирована, но все давно привыкли к такой ситуации. А ведь по закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги.

В договоре с управленческой компанией, который жильцы чаще всего в глаза не видели, прописан достаточно объемный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы.

Справедливости ради надо сказать, что в случае с ЖЭУ одних лишь знаний о перечне обязательных к выполнению услуг оказывается недостаточно. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает даже тех жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях.

Но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение же такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в доме может течь крыша, подъезды — быть грязными неделями, злополучный кран — не работать несколько дней, а коммунальщики — ждать денежного стимула.

Второй этаж. Коррупция в тарифах

Эксперты считают, что 40% от суммы, которую мы платим за коммунальные услуги, уходит в карманы чиновникам. Дело в том, что в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на них.

Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Те же тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники утверждают.

Как проходит процесс утверждения — никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты — остается тайной. Идея централизовать тарифную политику на федеральном уровне витает давно, но всегда находятся поводы отложить столь важную проблему.

Сегодня же от 8 до 20% своих заработков россияне тратят на коммунальные платежи.

Вторая «тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но даже половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят?

Первый этаж. Монополизм

Но самая большая коррупционная проблема сферы ЖКХ – монополизм предоставления услуг.

Управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбирается чаще всего по субъективным признакам, а проще говоря – по родственным связям.

Как утверждают СМИ в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний отданы в доверительное управление трем вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически то же самое.

Нужно ли говорить о том, что владельцы управляющих фирм являются миллиардерами? Выйти же на рынок управляющих компаний без «кумовства» почти нереально. Проблему должна была решить жилищная реформа, но, увы, вместо создания свободного рынка предоставления услуг, создана супермонополия.

Как это происходит на практике? Например, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями.

То есть, жителей еще нет, а управляющая компания, за которую они должны ать, уже есть. Естественно, что право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой.

Да еще и оплатить услуги надо за полгода вперед.

А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов. Но такой протокол сплошь и рядом фальсифицируется.

При этом договор на обслуживание пишется в защиту интересов тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи – и формально вроде бы никакой коррупции, все как будто по закону.

А на деле – это коррупция в самом фундаменте ЖКХ.

Возникает вопрос: а знает ли власть о вопиющей коррупции в ЖКХ и собирается ли ее побеждать? Как показывают высказывания бывшего и будущего президента Владимира Путина, на первую часть вопроса точно можно ответить утвердительно.

Высказывания Владимира Путина о коррупции в сфере ЖКХ

2001 год — «Следует разработать механизм обоснованных тарифов, который должен соответствовать экономической политике государства, необходимо четко наметить пути и направления реформы, которая не должна осуществляться за счет ухудшения условий жизни населения».

2002 год — «Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений; главная цель реформы — это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление»

2003 год — «Проблему ЖКХ нельзя решить поднятием административных тарифов».

2005 год — Путин потребовал прекратить «вакханалию» с тарифами на услуги ЖКХ.

2006 год — Путин недоволен ростом тарифов на ЖКХ.

2007 год — «Уже сейчас важно запустить действительно эффективные экономические механизмы, чтобы прекратить неоправданный рост тарифов».

2008 год — «Заморозить рост тарифов — это одна из проблем; изношенность коммунальных сетей составляет 80%, если система и дальше будет недофинансирована, она разрушится окончательно».

2009 год — «Государству понятно, что нужно делать для модернизации этой сферы, и эти шаги необязательно должны увязываться с повышением тарифов; спекулятивное завышение тарифов ЖКХ недопустимо».

2010 год — «Тарифы ЖКХ не должны повышаться более, чем на 25%».

2011 год — Путин требует не допускать рост тарифов в ЖКХ более, чем на 15%, а чиновников-нарушителей жестко наказывать.

2011 год — «Развитие ЖКХ не должно осуществляться за счет населения, темпы роста тарифов нужно снижать до уровня инфляции; стоимость услуг ЖКХ растет не только за счет увеличения тарифов естественных монополий, но и из-за запросов управляющих компаний — надо ввести жесткий контроль их деятельности и, в случае необходимости, по рукам давать.

2012 год — из предвыборной программы кандидата в президенты Путина 2012 года: «Мы наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместно перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой.

Региональные и местные органы власти должны организовать на территории региона, муниципалитета снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы.

Главное — тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг…»

pasmi.ru

Художник: Константин Брансвик

Источник: https://pasmi.ru/archive/14268/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.