Нормативно-правовой акт, признаки

Содержание

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Нормативно-правовой акт, признаки

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
  • Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели … органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок … должны обеспечить приведение своих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема … нормативно-правовых актов
    Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего … случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа …
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.
    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …
  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта … РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    При разработке … действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; … бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    для руководителей, … нормативными правовыми актами этих субъектов;
    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами …
  • Предоставление субсидий на иные цели: что изменится с 2021 года? … соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в … предоставления.
    [1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим …
  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА … с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур … установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
    Достижение … контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих …
  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … средства») не пересчитываются.
    Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению …
  • Субсидии на иные цели: что изменится с 2021 года? … соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в …
  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части? … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными … установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Согласно …
  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного …  соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов …  установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …
  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику … (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и …
  • Формирование учетной политики по стандарту … особенностями деятельности;
    СГС «Учетная политика»;
    нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
    Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …
  • Обжалование и законный интерес … 208 КАС РФ право обжалования нормативного правового акта предоставлено лицам, являющихся субъектом отношений … этом их законные интересы нарушаются нормативным правовым актом
    .
    Системное толкование ст. 295 … доказательств подлежащих исследованию при оспаривании нормативных правовых актов. Так в п.п. … в делах о признании недействующими нормативных правовых актов именуются “заинтересованные лица& … по делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд выполняет одновременно функции …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт, признаки

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы – их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая публикация полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Действия при утрате паспорта”, которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в Трудовом КодексеРФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/priznaki-npa/

Нормативно-правовой акт, признаки

Нормативно-правовой акт, признаки

Определение 1

Нормативный правовой акт – это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие.

Нормативный акт должен быть составлен в соответствии с правилам законодательной техники. Нормативный государственный акт отличается языком (использованием специальных терминов) и наличием реквизитов (дата, номер, наименование).

Для нормативно-правовых актов характерны следующие черты: содержание общеобязательных правил поведения (норм права); односторонняя обязательность на лиц, на которые он рассчитан; имеет юридическую силу, обуславливающую его связь с иными нормативными актами; неконкретность адресата; является результатом законодательной деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Правом на составление нормативных актов обладают компетентные, уполномоченные государством органы, которые ведут правотворческую деятельность, анализируя и подводя итоги о необходимости узаконить порядок поведения общества в различных сферах.

Прежде всего, к таким органам относятся органы государственной власти, представляющие закон и государственные органы исполнительной власти. Стоит учесть, каждый государственный орган может издавать акты только определенного для его компетенции вида (указ, закон, распоряжение, постановление и т.д.).

Юридическая мощь нормативных актов напрямую зависит от государственной значимости органа, издавшего акт.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Нормативно-правовые акты создают систему, основанную на их юридической силе. Система нормативно-правовых актов – это комплексная субординационная связь предписаний государства, базирующаяся на их юридической силе.

Признаки государственного нормативного акта

Основные признаки государственного нормативного акта:

  • письменная форма;
  • наличие атрибутов, которые отличают его из множества других нормативно-правовых актов – наименование нормативного акта, название органа, издавшего акт, дата принятия в силу, порядковый номер, подпись- реквизиты соответствующего должностного лица и др.;
  • юридическая сила, которая определяется в зависимости от уровня значимости органа, принявшего его и, соответственно, занимающего место акта в системе нормативно-правовых актов;
  • определенная внутренняя структура – главы, разделы, статьи и т.д.
  • регулирует определенный предмет общественных отношений и споров;
  • время действия акта может как бессрочно, так и в течении определенного срока, прописанного в акте, также действие актов может быть прекращено по указу компетентных органов;
  • круг действительности акта, охватывает конкретную территорию (всю Федерацию, определенные субъекты или их часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • наличие определенного места в единой иерархии нормативно-правовых актов, нормативный государственный акт должен не только занимать в этой иерархии свое место, но и быть взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
  • правила поведения, прописанные в акте, имеют обобщенный характер и общеобязательны для всех, кому они адресованы.

Система нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей: нормативные акты находятся в соподчиненной между собой связи; данная связь определяется юридической силой, которую они несут; роль и место нормативного акта официально отображено в их наименовании в системе властных предписаний государства (закон, постановление, Конституция и т.д.).

Различия между нормативно-правовыми актами обусловлены различиями в юридическом характере или силе, в содержании разрешаемых нормативными актами вопросов, в процедуре принятия нормативных актов. Во всей системе нормативно-правовых актов главная рол принадлежит закону.

Юридическая значимость нормативного правового акта определяется по ряду отличительных признаков:

  1. Нормативные государственные акты принимаются только от имени государств в определенном законом порядке.
  2. Нормативный акт – это результат правотворческой деятельности государственных органов и органов негосударственного характера, которых государство наделило правом на нормотворчество;
  3. Нормативный акт призван регулировать общественные отношения, соответственно содержит в себе обобщенные правила, нормы поведения, оказывающие охранительно–регулятивное воздействие на не персонифицированный круг субъектов.
  4. Реализация нормативных актов происходит в особом, определенном законом процессуальном порядке.
  5. Нормативный акт государственного значения имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановления).
  6. Нормы и правила, прописанные в государственных актах, подлежат обязательному исполнению, по необходимости – в принудительном порядке, одобренном государством.

Классификация нормативных актов

Многообразие форм правовых актов складывается в единую систему. Потребность в таком многообразии обусловлена широким кругом общественных отношений, которые регулируются правом и разнообразием методов воздействия на эти отношения. Верховенство закона и единый принцип правотворчества обеспечивает единство данной системы.

В зависимости от юридической значимости все нормативные акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

Замечание 1

Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия.

Законы могут быть общефедеральные и республиканские. Общефедеральные законы регулируют общественные отношения, которые имеют значение для всей территории Росси, республиканские законы функционируют в пределах территории той или иной республики, входящих в состав Российской Федерации.

Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.

Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:

  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы. Указы президента могут регламентировать все стороны жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановление правительства принимаются в непосредственной связи с указами президента и направлены в необходимых случаях на урегулирование более тонких вопросов государственного управления здравоохранением, экономикой, социальным строительством и т.д.
  3. Действие местных подзаконных актов ограничено территориально, ведомственные нормативно-правовые акты, внутриорганизационные подзаконные акты, решение судебных органов также обладают нормативным характером.

Приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности является важнейшим аспектом законотворческой деятельности государства.

Действие нормативно-правовых актов подразделяется:

  • по времени – по вступлению нормативного акта в силу (с момента принятия или опубликования, с момента, указанного в акте или в утверждающем его законе, по истечении установленного срока после опубликования нормативного акта), прекращение действия нормативно-правового акта (в связи с принятием нового, его заменяющего акта, в результате прямого указания, по истечении установленного срока);
  • в пространстве – по территории РФ, по территории республик, входящих в состав России, на территориях административно-территориальных единиц (округ, район, область и т. д.);
  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.

По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.

Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

Однако перед законодателем стоит задача не только создавать нормы в процессе возникновения конфликтов, но проектирование тех отношений, которые в реальной жизни пока отсутствуют. Создание таких нормативно-правовых актов происходит пробным путем, по необходимости корректировки и отмены неработающих законов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_priznaki/

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ (Д.Н. Бахрах,

Нормативно-правовой акт, признаки

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ

Решая вопросы о действии законов, иных нормативных актов, содержащихся в них норм права, необходимо четко определить, что такое нормативно-правовой акт.

К сожалению, единого, общепризнанного понятия этих правовых явлений нет ни в законодательстве, ни в юридической науке. Это способствует принятию судами решений, которые трудно признать правильными, появлению выводов, которые можно оспорить.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 1997 г. говорится:

“Как следует из материалов дела, предметом спора является решение органа местного самоуправления о запрете торговли непродовольственными товарами с рук и лотков на Воткинском рынке Удмуртпотребсоюза в связи с открытием Центрального городского рынка.

Отменяя решение и постановление апелляционной инстанции и прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции исходил из того, что оспариваемые акты закону не противоречат, носят нормативный характер, поэтому спор не подведомствен арбитражному суду.

Между тем кассационной инстанцией не учтено, что оспариваемые акты касаются организации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке и, следовательно, данные акты не являются нормативными”*(1).

Представляется, что акт, который рассчитан на неопределенное число лиц, на неопределенное число случаев, не может быть признан индивидуальным, правоприменительным.

Этот пробел в теории попытался устранить Пленум Верховного Суда РФ. В его постановлении от 25 мая 2000 г.

дано такое определение: “Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом”*(2).

Пленум Верховного Суда РФ назвал такие признаки нормативного акта:

1) принят в установленном порядке управомоченными субъектами публичной власти;

2) устанавливает правила поведения;

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

3, 4 и 5 признаки нормативного акта (нормы права), названные в постановлении Пленума Верховного Суда, представляются бесспорными.

Вызывает возражение формулировка такого признака: “устанавливает правило поведения”. Представляется, что правовой акт следует признавать нормативным, если он устанавливает новую норму права, а также, если он изменяет или прекращает действие старой нормы прямо или косвенно.

Официально акты, изменяющие или отменяющие старые нормы, признаются нормативными и публикуются в официальных изданиях – “Собрании законодательства РФ”, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В статье 7 утвержденных в 1997 г.

постановлением Правительства РФ “Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти…

” говорится: “Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта”*(3).

В науке преобладает определение нормативного акта как акта, содержащего нормы (норму) права. С.Л. Зивс утверждал, что “источник права есть форма выражения именно правовой нормы, и только нормы”. В связи с этим им предлагался следующий вариант термина “источник права” – “источник норм права”, что подчеркивало внешнюю форму выражения правовой нормы*(4).

На этот пробел в науке – неразработанность понятия “источник права” – обратил внимание проф. А.В. Мицкевич, отметив, что подобное определение не может правильно раскрыть природу некоторых актов, не содержащих в себе как таковых норм права.

А.В.

Мицкевич убедительно показал, что “определение нормативного акта как акта, содержащего нормы права, или как “формы выражения правовых норм” не отвечает на основной вопрос: служит ли правовой акт государственного органа источником (в юридическом смысле) содержащихся в нем норм или нет. Таким может быть лишь акт, в котором выражена воля компетентного органа государства об установлении правила поведения, его изменении или отмене”*(5).

В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД “Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации”, приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

“Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение”*(6).

Такое понимание нормативного правового акта представляется вполне приемлемым, если речь идет об актах, подлежащих регистрации, опубликованию. Но возможны и устные нормативные акты, не оформленные документально.

Они существуют во внутриведомственных отношениях на транспорте, в Вооруженных силах и других войсках, они могут использоваться как средство регулирования отношений внутри учреждения, органа публичной власти, они очень близки к деловым обычаям.

В нормативном правовом акте А.В. Мицкевич выделил две стороны: он представляет собой “логически завершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственного органа” и “обязательное для всех лиц решение государственной власти”*(7).

Рассматривая российское законодательство как иерархическую и федеративную системы, можно отметить, что в их основе лежат нормативные правовые акты, которые являются первичными элементами этих систем.

Именно они “создаются правотворческими органами и образуют в своей совокупности систему.

Они придают содержащимся в них нормативно-правовым предписаниям ту или иную юридическую силу, определяют сферу их действия”*(8) и следует добавить время их действия.

“Законодательство – это форма существования правовых норм, средство их организации, придания им определенности, объективности”*(9). В принципе с приведенными мнениями можно согласиться. Но с одной оговоркой.

Дело в том, что широко используемые слова “законодательство”, “система законодательства”, “закон” имеют разные смыслы. В узком смысле – это важнейший правовой акт, система законов, акты законодательных органов. Закон, хотя и важнейшая, но разновидность нормативных правовых актов.

Система законодательства в точном смысле – это часть системы правовых актов.

И чтобы четко разграничить эти явления, выявить роль федеральных и иных законов в регулировании общественных отношений и по ряду других причин нужно четко разграничить эти понятия: закон, законодательство, система законодательства, с одной стороны, и более широкие понятия – нормативный правовой акт, правотворчество, система нормативных правовых актов.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 мая 2000 г. назвал и такой признак нормативного акта: он принят в установленном порядке. Нормативный и ненормативный акты различаются по содержанию и кроме того чаще всего и по порядку их принятия.

К сожалению, если порядок принятия нормативных актов Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти урегулирован соответствующими правилами, то процедура принятия указов Президентом РФ, главами субъектов РФ, актов муниципальных органов урегулированы не полностью или вообще не урегулированы*(10).

Но нарушение порядка принятия, вступления акта в силу не лишает акта качеств нормативности. Оно может быть не очевидным, не обнаруженным или спорным. Например, субъект правотворчества полагает, что правовой акт не подлежит регистрации.

Принятый с нарушением процедуры принятия и даже с превышением компетенции нормативный акт автоматически не прекращает действия, на его основе возникают правоотношения.

Изданный и вступивший в силу нормативный акт точно так же, как и акт правосудия, будет действовать, пока в установленном законом порядке он не будет отменен, признан недействующим или пока его действие не будет приостановлено*(11).

Трудно согласиться с мнением судьи Верховного Суда РФ С. Потапенко, который утверждает, что в ст. 251 ГПК “законодателем подчеркнуто, что правовой акт можно считать нормативным не только при наличии в нем содержательных признаков нормативного акта, но и при условии соблюдения его формы опубликования.

Исходя из этого нормативный правовой акт в отличие от ненормативного должен быть издан в установленном законом порядке, что является одним из важных формальных признаков нормативного правового акта…

Правильной является высказанная в юридической литературе точка зрения, что если правовой акт не опубликован, то он не может признаваться нормативным правовым актом, применяться кем-либо и оспариваться в таком качестве”*(12).

В обоснование своей позиции С.

Потапенко ссылается на практику Верховного Суда РФ и, в частности, приводит такое дело: “Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону постановления и.о.

Главы администрации Новосибирской области от 13 октября 1998 г. N 623, утвердившего Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области, с момента его издания на том основании, что оно не было опубликовано.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 14 июня 2002 г. в принятии заявления было отказано на основании п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР. В частном протесте прокурора Новосибирской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с его незаконностью.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для удовлетворения протеста прокурора. В ее определении отмечено, что, отказывая в принятии указанного заявления, судья правомерно исходил из того, что областному суду в соответствии со ст.

115 ГПК РСФСР подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами являются только правовые акты, изданные в установленном порядке.

Оспариваемый же прокурором правовой акт не был опубликован, и потому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению (дело N 43-Г02-4)”.

Автор статьи утверждает, что сейчас такая позиция основана на ст. 251 ГПК РФ.

Часть 1 этой статьи предоставляет гражданину, организации, считающим, “что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом” органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица “нарушаются их права и свободы… вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или частично”.

Таким образом, спор о том, что процедура принятия и опубликования является атрибутивным признаком нормативного акта имеет не только теоретический, но и практический интерес. Положительное или отрицательное отношение к этому вопросу влияет на практику работы судов, а главное, на пределы защиты прав граждан в судебном порядке.

Но, во-первых, нарушение порядка принятия, опубликования акта и других требований к его оформлению не может повлиять на содержание акта и превратить закрепленные им нормы в ненормативные предписания. Из содержания ст.

251 возможен формальный вывод, что если акт принят с нарушением установленного порядка, то он должен рассматриваться судом не по нормам главы 24, а на основе норм главы 25 ГПК. С такой позицией согласен и С. Потапенко: “в таком случае можно обращаться в суд не с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в порядке ст.

251 ГПК, а с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти в порядке, предусмотренном ст. 254 ГПК”.

К сожалению, С. Потапенко к этим словам добавляет: “Но это уже не нормоконтроль” (!?). В части 4 ст. 251 четко сказано, что заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27″ ГПК, т. е.

рассматриваются и районными, областными, краевыми судами.

Но разве рассмотрение нормативного акта судом в ином порядке перестает быть контролем за законностью норм? Представляется, что и в этом случае осуществляется нормоконтроль – судебный контроль за соответствием закону нормативных актов меньшей юридической силы.

Источник: https://base.garant.ru/5160472/

46.Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт, признаки

1.   Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон – одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Система нормативных актов в РФ состоит:

1) из правовых актов общефедеральных органов;

2) актов субъектов Российской Федерации;

3) актов местного самоуправления;

4) актов прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.

В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:

1) на общефедеральные;

2) акты субъектов Российской Федерации;

3) акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

1) на временные акты;

2) акты неопределенно длительного действия;

В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:

1) на принимаемые;

2) санкционированные;

3) признанные.

По их юридической силе нормативные акты делят:

1) на законы;

2) подзаконные нормативные акты.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/46-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.