Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Под организационным обеспечением деятельности судов в РФ понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности судов в РФ.

В соответствии со cт.

1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также – арбитражные суды субъектов РФ), районных, городских и межрайонных судов (далее также – районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

В систему Судебного департамента входят:

  • Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента;
  • Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счёт средств федерального бюджета.

 Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей РФ1. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счёт средств федерального бюджета и указывается в нём отдельной строкой.

Полномочия Судебного департамента регламентированы cт. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведёт судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата
  • Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ.

Судебный департамент в соответствии со cт. 7 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» состоит из следующих подразделений:

  • главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  • главное управление обеспечения деятельности военных судов;
  • главное финансово-экономическое управление;
  • управление государственной службы и кадрового обеспечения;
  • контрольно-ревизионное управление;
  • управление делами;
  • управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • отдел учебных и образовательных учреждений;
  • отдел международно-правового сотрудничества;
  • аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

 Генеральный директор Судебного департамента несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

 В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Начальник Управления Судебного департамента в субъекте РФ назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда в соответствии со cт. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.  Администратор суда назначается начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия администратора суда регламентированы cт. 19 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
  • разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/organizatsionnoe-obespechenie-deyatelnosti-sudov-obshhej-yurisdiktsii-i-arbitrazhnyh-sudov-sudebnyj-departament-pri-verhovnom-sude-rossijskoj-federatsii/

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (одно из основных направлений) правоохранительной деятельности, содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсно­му обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе су­дей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а так­же в ряде других правовых актов.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

  1. кадровое обеспечение;
  2. организационное обеспечение;
  3. ресурсное обеспечение.

Основные задачи организационного обеспечения деятельности судов:

  1. разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
  2. подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
  3. обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
  4. дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
  5. организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;
  6. организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
  7. представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привле­чения их к уголовной ответственности или применения мер процессу­ального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);
  8. разработка и внесение в соответствующие органы государствен­ной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих су­дов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);
  9. содействие судам в осуществлении мер по реальному исполне­нию принимаемых ими решений;
  10. организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности органов судейского сообщества;
  11. организация и участие в ведении судебной статистики;
  12. оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (организация своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодифи­кационной работы и поддержание в рабочем состоянии того “право­вого хозяйства”, которым судам приходится пользоваться постоянно;
  13. внедрение средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т. д.);
  14. изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и вне­сение предложений по ее развитию и совершенствованию;
  15. разработка международных договоров о правовой помощи, со­действие судам в выполнении этих договоров;
  16. организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совер­шенствования;
  17. изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка пред­ложений по его рациональному использованию в отечественной зако­нодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной;
  18. материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов су­дов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуж­даются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоя­нии служебных помещений; оснащение судов достойной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями; органи­зация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; под­держание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помеще­нии суда и т. д.).

Суть организационного обеспечения деятельности судов состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которы­ми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима с попытка­ми подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять ка­ким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, ком­мерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного ус­мотрения, амбиций или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.

Вышестоящие судеб­ные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приго­воров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом.

Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить при повторном рассмот­рении дела и признании вновь подсудимого виновным в совершении преступления.

Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

Тем более не подлежат исполнению при разбирательстве конк­ретных судебных дел указания руководителей вышестоящих судов, на которых возлагаются в определенной мере функции по организацион­ному обеспечению деятельности судов.

Они могут оказывать влияние, скажем, на деятельность по учету статистических данных, по поддер­жанию в надлежащем состоянии законодательства и иных правовых актов, которыми пользуются в судах, по ведению делопроизводства, по организации повышения квалификации судей и работников аппа­ратов судов, по обеспечению профессиональной и производственной дисциплины и т. д., но не могут диктовать, навязывать угодные им решения по конкретным судебным делам.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschie-ponyatiya-organizatsionnogo-obespecheniya-deyatelnosti-sudov-ego-osnovnie-napravleniya-i-zadachi

Порядок и особенности организационного обеспечения деятельности судов Российской Федерации

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 35Следующая ⇒

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (одно из основных направлений) правоохранительной деятельности, содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсно­му обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе су­дей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6Закона о Судебном департаменте, а так­же в ряде других правовых актов.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

1. кадровое обеспечение;

2. организационное обеспечение;

3. ресурсное обеспечение.

Основные задачи организационного обеспечения деятельности судов:

1. разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

2. подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

3. обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

4. дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

5. организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;

6. организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

7. представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привле­чения их к уголовной ответственности или применения мер процессу­ального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);

8. разработка и внесение в соответствующие органы государствен­ной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих су­дов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

9. содействие судам в осуществлении мер по реальному исполне­нию принимаемых ими решений;

10. организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности органов судейского сообщества;

11. организация и участие в ведении судебной статистики;

12. оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (организация своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодифи­кационной работы и поддержание в рабочем состоянии того “право­вого хозяйства”, которым судам приходится пользоваться постоянно;

13. внедрение средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т. д.);

14. изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и вне­сение предложений по ее развитию и совершенствованию;

15. разработка международных договоров о правовой помощи, со­действие судам в выполнении этих договоров;

16. организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совер­шенствования;

17. изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка пред­ложений по его рациональному использованию в отечественной зако­нодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной;

18.

материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов су­дов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуж­даются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоя­нии служебных помещений; оснащение судов достойной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями; органи­зация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; под­держание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помеще­нии суда и т. д.).

Сутьорганизационного обеспечения деятельности судов состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которы­ми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия.

Ее реализация несовместима с попытка­ми подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять ка­ким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, ком­мерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного ус­мотрения, амбиций или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.

Вышестоящие судеб­ные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приго­воров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом.

Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить при повторном рассмот­рении дела и признании вновьподсудимого виновным в совершении преступления.

Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

Тем более не подлежат исполнению при разбирательстве конк­ретных судебных дел указания руководителей вышестоящих судов, на которых возлагаются в определенной мере функции по организацион­ному обеспечению деятельности судов.

Они могут оказывать влияние, скажем, на деятельность по учету статистических данных, по поддер­жанию в надлежащем состоянии законодательства и иных правовых актов, которыми пользуются в судах, по ведению делопроизводства, по организации повышения квалификации судей и работников аппа­ратов судов, по обеспечению профессиональной и производственной дисциплины и т. д., но не могут диктовать, навязывать угодные им решения по конкретным судебным делам.

Источник: https://lektsia.com/4x83cc.html

Правоохранительные органы

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (одно из основных направлений) правоохранительной деятельности.

В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в ряде других правовых актов.

Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организационного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании.

В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

  • разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создании новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);
  • разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
  • подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
  • обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
  • дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
  • организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;
  • организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
  • представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);
  • материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов судов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуждаются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоянии служебных помещений; оснащение судов достойной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностями; организация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; поддержание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помещении суда и т. д.);
  • содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
  • организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;
  • организация и участие в ведении судебной статистики;
  • оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (организация своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодификационной работы и поддержание в рабочем состоянии того “правового хозяйства”, которым судам приходится пользоваться постоянно;внедрение средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т. д.);
  • изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
  • разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
  • организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
  • изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по его рациональному использованию в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов у независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.

Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия.

Ее реализация несовместима с попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения, амбиций или просто капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных.

Она несовместима также с безграничным диктатом в сфере правосудия каких бы то ни было судебных инстанций, включая самых высоких, а равно руководителей этих инстанций. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции.

Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом.

Например, как уже отмечалось, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить при повторном рассмотрении дела и признании вновь подсудимого виновным в совершении преступления. Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

Тем более не подлежат исполнению при разбирательстве конкретных судебных дел указания руководителей вышестоящих судов, на которых возлагаются в определенной мере функции по организационному обеспечению деятельности судов.

Они могут оказывать влияние, скажем, на деятельность по учету статистических данных, по поддержанию в надлежащем состоянии законодательства и иных правовых актов, которыми пользуются в судах, по ведению делопроизводства, по организации повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, по обеспечению профессиональной и производственной дисциплины и т. д., но не могут диктовать, навязывать угодные им решения по конкретным судебным делам.

Источник: https://isfic.info/porg/juist72.htm

Понятие и основные направления обеспечения деятельности судов

Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой – не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

– информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение:мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей,в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратовсудов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организациявзаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

Источник: https://studopedia.ru/6_160800_ponyatie-i-osnovnie-napravleniya-obespecheniya-deyatelnosti-sudov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.