Появление сословного суда при екатерине 2

Судебная реформа Екатерины II

Появление сословного суда при екатерине 2

Определение 1

Судебная реформа Екатерины II – это реформа судоустройства и судопроизводства, осуществленная Екатериной II в 1775 году.

Судебная реформа Екатерины Великой была проведена в 1775 году и историками считается, как продолжение Губернской реформы, для структуризации судопроизводства на всех уровнях в губерниях и уездах. В 1782 году судебная реформа была дополнена полицейской, а после и коллегиальной (1784-1786) реформами.

Главной характеристикой судебной реформы является то, что суд впервые за всю историю России получил полную независимость от административных вышестоящих органов, а также был структурирован для всех сословий.

Причины реформы

Екатерина пришла к власти в 1762 году, изначально обозначив важнейшей задачей полностью изменить систему судов, которая по её мнению слишком устарела и не соответствовала действительности.

Причиной для воплощения в жизнь судебной реформы стало личное желание Екатерины руководить процессом законотворчества.

Значительная часть судебных преобразований произошла во время Губернской реформы 1775 года, Придя к власти, Екатерина быстро ознакомилась со всеми недостатками судебной системы и даже выпустила указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», но на деле указ носил больше рекомендательный характер, нежели юридический.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Важными причинами для проведения реформы также являлось следующее:

  • необходимость деления функций между административными и судебными учреждениями;
  • перестройка структуры судебных органов;
  • разграничить судебные полномочия на разных уровнях – империя – губерния – уезд.

Замечание 1

Реформа была проведена не сразу, так как началась русско-турецкая война (1768-1774), лишь после её окончания реформу начали воплощать в жизнь.

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач – изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году.

Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Суть реформы

Судебная система в стране была выстроена согласно классовому признаку – для каждого социального слоя свой суд, чего только стоили названия этих судов.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку – для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • суд – для дворянства;
  • магистрат – для городского населения;
  • расправа – для крестьянства.

На каждом уровне было создано два департамента: первый рассматривал только уголовные дела, а второй – гражданские. В городах, где шли суды над городскими жителями – купцами и мещанами, магистрат являлся выборным органом, жители города сами выбирали его состав. После того как прошли выборы этот состав утверждал сам Губернатор.

Замечание 2

Суды для дворян – Верхний земский суд, Нижний земский суд. Суды для горожан – Губернский магистрат, Уездный магистрат. Суды для крестьян – Верхняя расправа, Нижняя расправа.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами, так как крепостных крестьян, как правило, судили напрямую сами помещики, которые ими владели. Уездные суды были организованы по такому же принципу. Исключение составлял лишь Нижний земский суд, состав которого избирался самими дворянами уезда сроком на три года.

Суды на губернаторском уровне наряду с инстанциями двух групп рассматривали не только уголовные и гражданские дела, но и принимали и рассматривали апелляции, в свою очередь уездные суды рассматривали только инстанции 1 уровня.

Судебная реформа Екатерины Великой 1775 года являлась попыткой наладить систему справедливых судов, но судебная реформа не решила следующие серьезные проблемы.

Сама политика абсолютизма предполагала функционирование общегражданских судов, но создать в 18 веке в России единую систему судов для всех сословий у Екатерины не получилось. В результате суды были отдельными для дворянства, для городского населения и для крестьянства.

Сама по себе идея бессословного суда для России в 1775 году была странной, особенно если учитывать, что в стране было крепостное право, где значительная часть населения была крепостными крестьянами, помимо этого предшествующая судебной, губернская реформа предполагала опору власти исключительно на дворянское сословие, в результате этого дворяне стали полноправной элитой на местах.

Отделение судебной власти от исполнительной. Во многих учебниках по истории пишут о том, что это было достигнуто, но это не совсем так. Все губернские суды назначались и утверждались Правительством, губернатор имел право отменить вынесенный приговор, а все приговоры, касающиеся смертной казни, и вовсе требовали его личного согласия.

Итоги реформы

В результате в стране была выстроена иерархическая судебная система подконтрольных друг другу учреждений.

Увеличилось количество судей, среди чиновников процветало взяточничество во всех инстанциях. Как итог – главная цель реформы выполнена не была.

Таким образом, основа правовой системы была заложена, но с другой стороны появилось большое количество разных инстанций с пересекающимися функциями, что значительно усложняло деятельность. Представители дворянства, несмотря на утвержденную императрицей выборность и независимость судов, по-прежнему влияли на ход рассмотрения дел.

Дополнение к реформе

Судебную реформу принято считать начальным этапом на пути изменения правовой системы в России. В последующие годы реформа была дополнена:

  1. В 1782 году полицейской реформой – была создана Управа благочиния, которая выполняла полицейские функции.
  2. В 1784-1786 года коллегиальной реформой – ликвидированы Коллегии, занимающиеся финансами. Было сохранено только четыре Коллегии: юстиции, военная, иностранная и адмиралтейская коллегии. Наряду с этим были расширены функции Сената.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/rossiya_v_epohu_ekateriny_ii/sudebnaya_reforma_ekateriny_ii/

Появление сословного суда при екатерине 2

Появление сословного суда при екатерине 2

Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголов­ного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначав­шиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседате­лями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.

Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами.

Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ.

В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.

Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отде­лила уголовный суд от гражданского.

Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.

В. Серов «Портрет императора Николая II»

В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами.

Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Судебная реформа была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и кризиса верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии.

В ней царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись.

В присутственном месте такого суда работали два председателя (первый и второй) и десять заседателей. Председатели избирались Сенатом обязательно из двух кандидатов, а утвер­ждались Верховной властью.


Верхний земский суд делился на два департа­мента: гражданский и уголовный.

Он являлся второй инстанцией для ниже­стоящих судов, а также рассматривал гражданские и уголовные дела, более сложные, чем разрешавшиеся нижними земскими, уездными судами и город­скими магистратами.

Губернский суд также состоял из двух судебных палат: гражданской и уголовной.
В каждой палате заседали: председатель палаты, два советника и два асессора. Они избирались из числа помещиков или выслужившихся чиновников по рекомендации губернатора Сенатом и утверждались Вер­ховной властью.

Появление сословного суда при екатерине 2 в санкт петербурге

е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.

Судебник Ивана Грозного (схема)

Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет.
Если дьяк, т. е.

Появление сословного суда при екатерине 2 в краснодаре

Важно

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники — уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого сословия.

При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верховной власти. Реформа 1775 г.

Государственных крестьян судили в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемый расправный судья и восемь избираемых заседателей. Этому суду были подведомственны дела однодворцев, служилых людей, черносошных, экономических, дворцовых, государственных крестьян, приписанных к различным местам и заводам, ямщиков.

Он также окончательно решал дела, размер иска в которых не превышал 25 руб.

Вторую инстанцию составляли верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, причем каждый из этих судов подразделялся на два департамента, один для гражданских, другой — для уголовных дел. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд.
Он состоял из назначаемых председателя и вице-председателя и десяти заседателей, избранных на три года дворянством.

Решения нижней расправы обжаловались в верхней расправе, которая включала назначенного председателя и десять заседателей, избиравшихся крестьянами.

Третья инстанция — палаты гражданского и уголовного суда (губернские и областные суды в Сибири), подчиненные непосредственно Сенату. В составе каждой были председатель (назначался верховной властью), два советника и два асессора (назначались Сенатом).

Палате уголовного суда были подсудны уголовные и следственные дела по должностным преступлениям чиновников губернии.

Кроме того, в нее поступали на ревизию из верхнего земского суда, верхней расправы и губернского магистрата уголовные дела, по которым назначались смертная казнь, лишение чести и торговая казнь.

Палата гражданского суда осуществляла ревизию и рассматривала апелляции на решения верхнего земского суда, верхней расправы, губернского магистрата.

Внимание

Его решение являлось окончательным в гражданских делах ценою ниже 25 рублей, а также в уголовных делах, по которым подсудимые не подлежали ни лишению жизни и чести, ни торговой казни (торговая казнь – публично битьё кнутом на торговых площадях и в др. присутственных местах, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Битье кнутом было болезненым и рассекало кожу до плоти.

В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, после чего умирал. В Судебнике 1497 года точно не регламентируется количество ударов — право определения наказания отдается судье, который мог назначить как 10, так и 400 ударов кнутом, поэтому торговую казнь называли «скрытой смертной казнью»..

В правление императрицы Екатерины II, с конца XVIII столетия, духовенство, дворянство и купечество торговой казни не подвергались. Отменена в 1845 г.).
Горожане делились на шесть категорий:

1) настоящие городские обыватели, владевшие недвижимостью;

2) именитые граждане, владевшие капиталами и знаниями;

3) купцы трех гильдий;

4) цеховые ремесленники;

5) иногородние и иностранцы;

6) прочие посадские люди.

Первые три категории занимали более привилегированное положение, т.к. они освобождались от телесных наказаний и уплаты подушной подати.

Горожане избирали городскую думу и городского голову, руководившего городским самоуправлением вместе с шестигласной думой, в состав которой от каждой категории избирался один депутат (гласный).

Положение крестьянства в правление Екатерины II определялось распространением крепостного права и расширением власти помещика над крепостными.

После рассмотрения каждого дела Палата отсылала его к начальнику губернии для утверждения и приведения в исполнение, который со своей стороны о сомнительных с его точки зрения делах доносил Сенату или императору. Председатели Палаты определялись по утверждению императора по представлению Сенатом из двух кандидатов, остальные члены палат утверждались самим Сенатом.

Губернский суд.

Палата Гражданского суда Палата Гражданского суда состояла из председателя и двух асессоров. Фактически она была соединенным департаментом Юстиц и Вотчинной коллегий.

Палата имела право окончательного решения дел ценою ниже 500 рублей. Во всех остальных случаях недовольные могли подавать апелляцию на решение Палаты в Правительствующий Сенат.

Источник: https://realkonsalt.ru/poyavlenie-soslovnogo-suda-pri-ekaterine-2

Судебная реформа Екатерины 2 (1775 года)

Появление сословного суда при екатерине 2

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах.

В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами.

характеристика судебной реформы – суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач – изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году.

Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку – для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • Для дворян – суд.
  • Для горожан – магистрат.
  • Для крестьян – расправа.
Таблица: Судебная система России по реформе 1775 года

  Для дворян Для горожан Для крестьян В губернии

В уезде

Верхний земский судГубернский магистратВерхняя расправа
Нижний земский (уездный) судУездный магистратНижняя расправа

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй – гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу.

Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог – главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство.

Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог – в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян.

Как итог – классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

  • В 1782 году – полицейской реформой. Создавалась Управа благочиния, осуществлявшая полицейские функции. В Управу входил полицмейстер, городничий и обер-комендант. Город делился на кварталы. За каждым закреплялся квартальный надзиратель.
  • В 1784-1786 года – коллегиальной реформой. Она ликвидировала Коллегии, связанные с финансами. Причина в том, что Губернская реформа передавала эти функции в руки местных органов власти, а финансовые Коллегии дублировали их. Было сохранено только 4 Коллегии: юстиц, военная, иностранная и адмиралтейская. Одновременно были значительно расширены функции Сената.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/sudebnaya-reforma-1775.html

Реформа суда при Екатерине II (вторая половина XVIII в.)

Появление сословного суда при екатерине 2

Более удачной оказалась реформа суда при Екатерине II. Это объясня­ется не только тем, что она проводилась более последовательно, чем при Петре I, но и тем, что она была созвучна с реформами Петра, которые в конечном счете создали благоприятную почву для реформирования судов.

В 1775 г. Екатерина II обнародовала первую часть Учреждения управле­ния Российской Империей. Согласно этому документу подлежали рефор­мированию административное устройство, административное управление и суды.

Россия делилась на губернии (наместничества), в крупных губер­ниях образовывались провинции как составные части губернии. В свою очередь, губернии и провинции делились на уезды.

Были учреждены две ветви власти: административная и судебная, построенные на двух разных началах: административная – на единоначалии, судебная – на коллегиаль­ности.

В судебном ведомстве гражданские дела были отделены от уголовных.

В уезде действовал нижний земский суд, как суд нижней инстанции. В нем в качестве судей заседали: капитан-исправник, два заседателя от дво­рян и по два заседателя от сельского населения. Нижний земский суд разби­рал мелкие гражданские дела и уголовные дела о малозначительных престу­плениях.

Более сложные гражданские и уголовные дела рассматривал уездный суд (в городах магистрат), который состоял из судьи и двух заседателей, последние избирались чаще всего из помещиков.

Этот суд заседал три раза в год, рассматривая гражданские и уголовные дела по жалобам истцов или потерпевших либо по заявлению стряпчих, которые выполняли роль обви­нителей и занимали должности помощника прокурора, состоявшего при Уездном суде. За работой суда наблюдал прокурор, который обязан был

1 Дмитриев Ф История судебных инстанций. М., 1859. С. 420-440; Латкин В. Н Учебник истории р>сского права СПб., 1909. С. 596-597.

' Латкин В. И Указ. соч. С. 432, 598.

Раздел I. Общие положения

сообщать начальству о нарушении законов в суде, в том числе о нарушени­ях законов самим судом.

Высшую инстанцию на уровне губернии составлял верхний земский суд, который в зависимости от административного деления находился в провин­циальном или губернском городе. Таким образом, в губернии могли действо­вать и несколько верхних земских судов. В присутственном месте такого суда работали два председателя (первый и второй) и десять заседателей.

Председатели избирались Сенатом обязательно из двух кандидатов, а утвер­ждались Верховной властью. Верхний земский суд делился на два департа­мента: гражданский и уголовный.

Он являлся второй инстанцией для ниже­стоящих судов, а также рассматривал гражданские и уголовные дела, более сложные, чем разрешавшиеся нижними земскими, уездными судами и город­скими магистратами.

Губернский суд также состоял из двух судебных палат: гражданской и уголовной. В каждой палате заседали: председатель палаты, два советника и два асессора.

Они избирались из числа помещиков или выслужившихся чиновников по рекомендации губернатора Сенатом и утверждались Вер­ховной властью.

Губернские суды являлись высшей судебной инстанцией губернии и рассматривали наиболее сложные гражданские споры, а также уголовные дела об особо тяжких преступлениях.

Сохранялись, а там, где их не было, создавались особенные суды, кото­рые в нижних инстанциях имели свою подсудность. В вышестоящих ин­станциях, начиная с провинциальных судов, рассматривались все дела, в том числе и рассмотренные ранее по первой инстанции особенными судами.

К особенным судам относились:

– надворные суды – для дворян;

– совестные суды. Последние представляют значительный интерес; они обязаны были судить «не только по закону, но и по совести». Совестный суд состоял из судьи и шести заседателей.

В основном здесь рассматрива­лись дела о преступлениях безумных и малолетних, а также дела о колдов­стве и о преступлениях, совершенных по невежеству. По гражданским делам основная задача совестного суда была примирить стороны.

При отказе от примирения сторон суд назначал посредника по предложению истца и ответ­чика, допускались посредники и от каждой стороны. От исполнения обязан­ности посредника никто не имел права отказываться. На следующем заседа­нии посредник (посредники) присоединялись к суду, т. е.

входили в его со­став после обсуждений условий примирения со сторонами. При согласии двух посредников суд утверждал решение, обязательное для сторон. Если примирение не было достигнуто, дело передавалось в общий суд по под­судности.

Продолжали действовать и церковные суды, подсудность которых не изменилась, но они не включались в общую систему светских судов.

Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти________________ ______73

В целом система общих судов состояла из четырех инстанций: три ин­станции в пределах губернии и одна центральная – Сенат.

Первыми инстанциями были: нижний земский суд, уездный суд (для го­родов – магистрат), нижний надворный суд.

Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд.

Третью инстанцию составляли губернское правление и его палаты.

Четвертая инстанция – Сенат.

Суды второй и третьей инстанций могли рассматривать апелляции. Не­которые решения по гражданским делам не подлежали обжалованию, что определялось в зависимости от цены иска (в первой инстанции – до 25 руб., во второй – до 100 руб. и в третьей – до 500 руб.)1.

Допускалось обжалование решений по гражданским делам и пригово­ров по уголовным делам губернских судов в Сенат, но там рассматривались лишь некоторые дела, поскольку Сенат был не только судебным, но и зако­нодательным и правительственным учреждением. Судебными делами за­нимался только один небольшой департамент из имевшихся шести.

Расследование преступлений при Екатерине II в полной мере передава­лось в руки полиции. Дела о насильственных преступлениях расследовали на местах капитаны-исправники, которые передавали собранные материа­лы суду.

Полиции при расследовании предписывалось иметь «проворство и способность», чтобы раскрывать преступления лиц, замышляющих загово­ры.

В то же время допускалось отдавать на поруки граждан, которые со­вершили преступления, кроме тех, кто заслуживал смертной казни.

На словах Екатерина II запрещала пытки, но тайные ее инструкции бы­ли другими, а в конце царствования она фактически восстановила Тайную канцелярию, в которой, как и по всей России, пытали подследственных. Окончательно в законодательстве пытки были отменены при Александре I в 1801 г., но фактически они продолжались.

Источник: https://studopedia.ru/8_190436_reforma-suda-pri-ekaterine-II-vtoraya-polovina-XVIII-v.html

Судебная реформа Екатерины II: предпосылки, суть, значение

Появление сословного суда при екатерине 2

Судебная система времен Екатерины Великой была в отсталом состоянии, поэтому императрица лично участвовала в преобразовании судопроизводства. Был отделен административный аппарат от судебного, и выстроена иерархия органов.

Судебная реформа Екатерины II была призвана реорганизовать судопроизводство, императрица лично руководила процессом законотворчества. Если говорить кратко, основные преобразования в этой сфере пришлись на реформу Сената в 1763 году, Губернскую реформу 1775 года, а также издание Жалованной грамоты дворянам в 1785 году.

Причины и предпосылки реформ

Придерживаясь идей эпохи Просвещения, Екатерина Великая взяла курс на европеизацию страны. В плане преобразования судебной системы это означало более цивильный подход к слушанью, а также ориентацию на идеи теоретиков естественного права.

Российская правовая система находилась в отсталом состоянии. Поэтому в первую очередь следовало отделить административный аппарат от судебного, выстроить четкую иерархию судебных органов и разграничить их ответственность по уровням.

Суть преобразований

В 1763 году прошла сенатская реформа. По ее итогам Сенат более не являлся законодательным органом. Отныне эта функция лежала на императрице и ее статс-советниках. Самому же Сенату отводилась роль высшего судебного органа империи.

. Согласно проекту Н. И. Панина, Россией должен был управлять Имперский совет — высший орган, состоящий из императора и нескольких его приближенных. Однако Екатерина Великая делиться с кем бы то ни было властью не собиралась, а потому разработки Панина были отвергнуты.

Сенат разделялся на шесть департаментов. Каждый из них возглавлялся обер-прокурорами, подконтрольными генерал-прокурору. Последний нес личную ответственность перед императрицей.

Изменялся и порядок рассмотрения дел. Отныне для вынесения решения требовалась полная единогласность. Если же это не представлялось возможным, дело переходило под юрисдикцию общего сенатского заседания.

Рис. 1. Заседание Сената

В 1767 году был подписан указ, запрещающий крепостным жаловаться на хозяина.

В 1775 году началась масштабная Губернская реформа141, затронувшая вопросы судопроизводства. По ее итогам были введены следующие изменения:

  • судебные коллегии и институт выборных заседателей (последние выбирались исходя из того, над выходцем из какого сословия вершился суд);
  • апелляционный суд;
  • раздел инстанций на гражданские и уголовные;
  • Совестный суд (рассматривал незначительные тяжбы);
  • губернаторы не могли влиять на судей, однако в их полномочия входила приостановка вынесения вердикта.

Подсудность по уровням выглядела следующим образом:

  1. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Он делился на Казенную (гражданскую) и Уголовную палаты.
  2. Верхний земский суд выступал инстанцией губернского назначения. Преимущественно занимался дворянскими спорами.
  3. Нижний земский суд отвечал за судопроизводство в уездах.
  4. Верхняя расправа судила казенных губернских крестьян.
  5. Нижняя расправа разбирала крестьянские дела в уездах.
  6. Губернский магистрат занимался тяжбами горожан и принимал апелляции от городских магистратов.
  7. Городской магистрат также занимался тяжбами горожан.
  8. Совестный суд был создан для ослабления нагрузки на все прочие суды. В его юрисдикцию входили незначительные дела, фигуранты которых не представляли серьезной опасности для общества.

. Согласно реформе, выборность судебных представителей должна была обуславливаться сословным фактором. Однако на деле эти должности зачастую занимали только дворяне. Взяточничество в России было развито уже в те времена.

В 1782 году Екатерина II подписала указ о создании Управы благочиния. В результате она являлась аналогом современной полицейской структуры. В ее функции входили:

  • надзор за соблюдением порядка и законности;
  • исполнение приговоров;
  • следственные мероприятия;
  • рассмотрение мелких уголовных дел (до 20 рублей).

В 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству141. Она затрагивала правовые вопросы частично, однако это не умаляет ее значения:

  • имущество осужденных дворян не подвергалось конфискации, его надлежало передавать наследникам;
  • вершить разбирательство над дворянином мог только равный по положению.

Рис. 2 Жалованная грамота для дворянского сословия

Последствия реформы

Судебная реформа Екатерины II выстроила вертикаль судебной власти, а также прописала полномочия того или иного органа. С одной стороны, благодаря ориентации на идеологию Просвещения в Российской империи были заложены основы правовой системы, включая выборность отдельных должностей, чего ранее Русь не знала в принципе. Но с другой, были и существенные минусы.

Например, значительно увеличилось число чиновников и судей. Расцвело взяточничество. Желающие решить вопрос в свою пользу теперь платили не в одну инстанцию, а в несколько. Причем эти инстанции далеко не всегда обладали четко прописанными полномочиями.

Некоторые из них зачастую вообще имели схожую сферу деятельности. Кроме того, институт выборных заседателей на деле не был реализован в полной мере. Нередко такие должности занимали представители дворянского сословия через ту же систему взяточничества.

08 мая 2019

Источник: https://ekaterina-ii.ru/vnutrenyaya-politika/sudebnaya-reforma/

Судебная система России в период правления Екатерины II

Появление сословного суда при екатерине 2

Екатерина II «Учреждением о губерниях» 1775 г. создала целую серию сословных судов на выборных началах.

Для дворян были учреждены два суда – уездный суд и верхний земский суд; первый состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянами на три года и два от поселян; первые принимали участие в разрешении всех дел, а вторые – только тех дел, которые касались поселян и являлся первой судебной инстанцией для дворян; второй суд состоял (один на всю губернию) из двух председателей, и 10 заседателей.

К юрисдикции уездного суда относились как гражданские, так и уголовные дела, причем разбирательство их могло проходить не иначе как по жалобе частных лиц или стряпчих, а также по сообщению других судов или высших губернских мест.

Эти суды рассматривали дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами, побегах крестьян и дворовых людей, розыске беглых, о выступлениях крестьян против помещичьей власти, о ссылке крестьян помещиками в Сибирь на поселение, о расследовании составления крепостных жалоб на помещиков.

Пользуясь правом рассмотрения значительного круга уголовных и гражданских дел, уездный суд сам не возбуждал дело. Жалобы на приговоры и решения уездного суда подлежали рассмотрению верхним земским судом.

При уездном суде создавался специальный орган – дворянская опека, председателем которой был уездный предводитель дворянства, избиравшийся дворянством сроком на три года, а членами опеки были уездный судья и его заседатели.

Верхний земский суд создавался в каждой губернии. Он являлся судом второй апелляционной инстанции по отношению к уездному суду, дворянской опеке и нижнему земскому суду и делился на два департамента: гражданский и уголовный.

В состав верхнего земского суда входили два председателей (первый и второй), а также десять заседателей. Каждый из двух департаментов суда возглавлялся председателем, который назначался Сенатом, и утверждались императором. В состав департамента входили по пять заседателей, которые избирались сроком на три года дворянами уездов.

Верхний земский суд рассматривал гражданские и уголовные дела, где истцом и ответчиком или обвиняемыми были дворяне и различные категории разночинцев. Верхний земский суд рассматривал все уголовные дела, в том числе и такие, за которые могли выноситься смертные приговоры, лишение дворянского звания или торговая казнь.

Нижний земский суд для дворян был низшей судебной инстанцией и учреждался в каждом уезде и в каждом округе. Он осуществлял в уезде исполнительные полномочия: надзирал за соблюдением законов, исполнял распоряжения губернатора и губернских учреждений, а также занимался розыском и поимкой беглых крестьян, выполнял функции администрации города и т.д.

Канцелярия суда делилась на два стола: следственный и исполнительный. Срок, на который избирался нижний земский суд, устанавливался «Учреждением о губерниях» в три года и весь состав нижнего земского подлежал утверждению губернатора.

Наряду с нижним земским судом существовал и верхний земский суд, а в 1796 они были объединены в один земский суд, сохранивший до 1837г. название нижнего земского суда. В 1863 г. нижние земские суды были заменены уездными полицейскими управлениями.

Губернский магистрат состоял из департаментов уголовного и гражданского, контролировал деятельность городовых магистратов, разбирал судебные дела о купцах, мещанах, проверял взимание налога с городских обывателей.

Из всего вышесказанного следует, что вся структура и деятельность губернского магистрата была построена на аналогичных верхнему земскому суду началах, что и объясняется тем, что и тот и другой были судами второй инстанции.

Этим можно объяснить и то, что порядок принесения жалоб на приговоры и решения губернского магистрата был точно таким же, как и порядок подачи жалоб на приговоры и решения верхнего земского суда.

Для свободных крестьян императрица учредила две расправы -верхнюю и нижнюю, причем первая была апелляционным судом по отношению ко второй и также делилась на два департамента.

Верхняя расправа состояла из двух председателей по назначению от Сената и десяти заседателей по избранию от крестьян (на три года); нижняя же из расправного судьи по назначению от губернского правления из чиновных людей и восьми заседателей по избранию от крестьян (также на три года) из которых двое отсылались для заседания в нижний земский суд и двое для заседания в совестном суде по делам, касающимся их селений.

Расправный судья назначался губернским правлением из числа чиновников, а заседатели выбирались теми селениями которые составляют подсудной ведомство расправы.

Верхняя расправа рассматривала апелляционные жалобы на приговоры и решения нижней расправы, а также и нижнего земского суда (в тех случаях когда отсутствовал верхний земский суд), в также выступала в качестве суда первой инстанции, как по уголовным так и по гражданским делам.

Порядок прохождения апелляционных жалоб через верхнюю расправу ничем не отличался от порядка, установленного для других судов второй инстанции.

Нижние расправы являлись судами первой инстанции и создавались в качестве специальных судебных органов для рассмотрения дел, где сторонами были государственные крестьяне, однодворцы, а также ямщики, экономические и дворцовые крестьяне. Нижние расправы создавались в местностях где имелось от 10 до 30 тысяч душ указанных крестьян.

Третьей апелляционной инстанцией по отношению ко всем названным судам были две палаты – гражданского и уголовного суда, состоявшие из председателей, советников и ассессоров, назначавшихся: первые государыней, последние Сенатом.

По нашему мнению, одной из заслуг Екатерины II являлось то, что она впервые в истории России сформировала целостную судебную систему. Конечно в ее организации и функционировании были серьезные просчеты и недостатки, однако она просуществовала в Российской империи до знаменитой судебной реформы 1864 года.

Источник: https://studwood.ru/1252392/istoriya/sudebnaya_sistema_rossii_period_pravleniya_ekateriny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.