Предметы спора базарова и кирсанова таблица

Содержание

Основные темы спора Е. В. Базарова и П.П. Кирсанова (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)

Предметы спора базарова и кирсанова таблица

Три основных спора Базарова и П. П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

1) тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Кирсанова, аристократы — движущая сила общественного развития.

Их идеал — «английская свобода» (конституционная монархии), путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е.

Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

2) нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека».

На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий.

Критерием же их является народна польза.

3) взгляд обеих сторон на народ. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика.

Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм— проявление именно народного духа.

4) отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусстве («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически: («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.)

Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В начале романа автор представляет своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, “…отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь.

В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе.

Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится.

Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева.

Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности.

Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

8) Общая характеристика поэзии 2-ой половины XIX века (Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев).Гражданская лирика и «чистое искусство». Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов.

Нужно сказать, что к середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии. Писатели XIX века – Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

Поподробнее о каждом из них:

Особенности лирики Некрасова:

1) Некрасов заговорил языком простого народа (особая лексика, стилизированная под фольклор; особые синтаксические обороты; намеренные ошибки в произношении, написании слов);

2) Поэт пишет для высших слоёв общества, чтобы те лучше знали о жизни простого народа;

3) Звучность, напевность стихов;

4) Ясный сюжет, наличие (обычно) нескольких персонажей, рифмованный рассказ;

5) Некрасов сблизил поэзию с прозой.

Основные темы творчества Некрасова:

– Тема поэта и поэзии (“Поэт и гражданин”, “Элегия”, “Вчерашний день часу в шестом…”);

– Тема страдания русского народа (Некрасов проявлял интерес к судьбе крестьянских детей, к русской крестьянке). Сюда относятся стихотворения “В дороге”, “Тройка”.

– Тема природы (“Несжатая полоса”).

Ф. И. Тютчев – основные темы и особенности:

– Тема природы (считал, что вселенная – это живое духовное существо, которое развивается и растёт, устремляется к торжеству правды и добра. При нём исчезает барьер между природой и человеком. Тютчев испытывает сожаление, горечь к людям, которым природа чужда и непонятна). Стихотворения: “Весенняя гроза”, “Полдень”, “Весенние воды”.

– Тема любви (Тютчев считал, что любовь выводит человека из духоты одиночества. Даёт глоток свежего воздуха. Любовь не может утолить все потребности человека. В итоге она ведёт человека к гибели. В любви нет благообразия и гармонии. Это разрушительная стихия.) Стихотворения: “Она сидела на полу”, “О, как убийственно мы любим”, “Последняя любовь”, “Ещё томлюсь тоской желаний”.

– Философская тема (мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития.

Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос — стихию примирения и гармонии.

В хаосе преобладают демонические, в космосе — божественные энергии). Стихотворения: “День и ночь”, “Silentium” (“Молчание”).

Основные темы и особенности лирики А. А. Фета:

– Стихи о назначении поэзии (тема поэта и поэзии) (Фет считает, что истинный поэт должен освободить читателя от повседневных проблем, изменить его жизнь, подарить читателю другой мир, полный эмоций, впечатлений): “Одним толчком согнать ладью живую”;

– Тема любви (уделяет внимание к зарождению, началу чувств. Радостное состояние от первой влюблённости. Любовь – глубокое, стихийное чувство, несущее радость и боль. Ещё одной особенностью является отсутствие идеализированного образа героини): “Я пришёл к тебе с приветом”, “Шёпот, робкое дыхание”;

– Тема природы (проявляет интерес к переходным состояниям природы. Природы слита воедино с душевными переживаниями человека): “Вечер”, “Это утро, радость эта”.

Ещё можно сравнить Тютчева с Фетом (чтобы уж наверняка):

Сходства у них в том, что они современники. Что обоим поэтам характерен глубокий анализ душевных переживаний человека. Что они оба представители “чистого искусства”.

Отличия:

– Фет в своих стихотворениях описывает минутное мгновение. Его поэтическое пространство наполнено цветом, запахами. Масштаб же Тютчева – космический. Он редко рисует с натуры. У него тяга к хаосу.

– В стихотворениях о природе, Фет уделяет внимание к переходным состояниям природы. Природы – это естественная среда для человека, по его мнению. У Тютчева же стихи о природе содержат творческие раздумья о судьбе (поэт-философ). Он стремиться понять природу, включить её в систему взглядов.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 4732;

Источник: https://studopedia.net/1_51503_osnovnie-temi-spora-e-v-bazarova-i-pp-kirsanova-po-romanu-is-turgeneva-ottsi-i-deti.html

Предметы спора базарова и кирсанова таблица

Предметы спора базарова и кирсанова таблица

Он постоянно занят трудом, при этом веря, что лучшая награда человеку – это осязаемые, весомые результаты его работы.

Эстетический уровень Павла Петровича, очевидно, находится на уровне начальных классов гимназии. Тем не менее, он проявляет снобизм, декларируя свою любовь к искусству, картинно воздевая глаза к небу.

Однако при этом его взор пуст. Спор Кирсанова и Базарова (таблица это отражает) заканчивается победой ошибочных взглядов последнего.

Павел Петрович, безразличный к высокому проявлению человеческого духа, аргументировать, что «красота спасет мир», не может.

Евгений Базаров – убежденный нигилист и материалист. Говоря современным языком, он «троллит» представителей искусства, даже Пушкина.

Предметы спора базарова и павла петровича таблица

Вчерашний студент-медик является убежденным нигилистом.

Внимание

Существующий уклад жизни его абсолютно не устраивает. Для него не указ как дворяне-сибариты, так и забитые, бесправные крестьяне. По мнению Евгения, новую Россию следует строить, отбросив традиции и устои как первых, так и вторых, презирая чувства, относясь к природе, как к мастерской.

На его взгляд, революция соответствует прогрессу. Ибо только изменив государство, можно изменить и его людей. Идейные споры Базарова и Кирсанова убедительно демонстрирует правоту первого.

Важно

Не поэтому ли на его стороне автор романа?

Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?

Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь. Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу.

В действительности же Кирсанов сторонится крестьян. Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном. Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец.

Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому.

Предметы спора базарова и кирсанова таблица цитаты

В

предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо

смотрит смерти в глаза. Смерть Базарова в художественном смысле оправдана. Не

встретив единомышленников или «родственных элементов», Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Тургенев создал «фигуру сумрачную, дикую. сильную. — и все-таки обреченную на погибель потому, что она все-таки стоит еще с преддверии будущего».

Споры Кирсанова с Базаровым имеют идейное значение, они раскрывают основную мысль романа. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, они показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, вечное движение к прогрессу.

www.allsoch.ru

Урок по русской литературе на тему: «Век нынешний и век минувший»

Его влюбленность в Анну Сергеевну Одинцову все же пробуждает в нем глубокое чувство. Настоящее, непоказное, природное благородство проявляется в нем, когда он, одновременно умирая, прощается и объясняется в любви Одинцовой.

Спор Кирсанова и Базарова (таблица наглядно сопоставляет внутреннюю природу оппонентов) проигран обоими.
Правда, с небольшой поправкой.

Внесем ясность: любовь женщины не панацея для мужчины, она лишь увеличительное стекло для его недостатков либо достоинств.

Базарова любовь морально возвысила, Кирсанова же – уничтожила.

Заключение

Диаметрально противоположные взгляды выказывают Базаров и Кирсанов. Таблица споров, сгруппированная по разделам, это наглядно демонстрирует.

На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.

  • Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  • Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей».

Предметы спора базарова и павла петровича таблица цитаты

:

  • К: считает аристократов прогрессивным классом, основой развития и процветания общества:

Утверждает, что аристократы — «избранные», по рождению и по положению:

**

  • Б: для Базарова роль аристократии в новой России — загадка, аристократы — где-то, зачем-то, кому-то служат…

Аристократизм, по Базарову, ровно ничего не стоит, ценность человека в его делах, а не в его происхождении и образе жизни:

2) О нигилизме:

  • К: не принимает нигилизм, не видит в нем ничего, кроме разрушающей и бесполезной силы:

**

Кирсанов считает, что нигилизм несет с собой разрушение:

  • Б: считает нигилизм полезным для русского закостенелого общества, которое нужно сперва сломать, по потом…

Да ведь надобно же и ……» (строить)

  • «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — ……, он не может жить без веры» (патриархальный)
  • «Вот, нынешняя молодёжь! Вот они – наши ……» (наследники)
  • «Это он их резать станет. В принсипы не верит, а в …… верит» (лягушек)
  • «Это всё ему (Аркадию) в голову синьор этот вбил, ……. этот» (нигилист)
  • «Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё ……» (строится)

V тур. «Смысл смерти Базарова».

Вопрос учителя (к представителям обеих групп). В конце романа Базаров умирает. У Тургенева в произведениях нет ничего случайного. Так в чём же смысл смерти Базарова? Почему умирает главный герой?

Слово учителя.

Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

«Отцы и дети»: конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ.
Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов.

О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4.О положении рабочего класса. 4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. 5.Об общественном долге, о воспитании.

20 20 Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» 1.

Пролетариата как передового класса 1.Пролетариата как передового класса 2.Дворянства как передового класса 2.Дворянства как передового класса 3.Крестьянства как передового класса. 3.Крестьянства как передового класса. 4.

Революционных демократов как передового класса.

Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — в полном смысле этого слова. (Цитата на доске)

Наиболее яркими представителями двух поколений, непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей», являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Чтобы определить своё отношение к проблеме «отцов» и «детей» в романе, давайте выделим основные линии споров Павла Петровича и Базарова:

  • об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;
  • о принципе деятельности нигилистов;
  • об отношении к народу;
  • о взглядах на искусство и природу.

I тур. Выходят представители от каждой группы (по 1 человеку).

1 линия спора. « Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам»

Вопрос учителя.

Источник: https://realkonsalt.ru/predmety-spora-bazarova-i-kirsanova-tablitsa

Базаров и Павел Петрович: сравнительная характеристика (таблица). Базаров и Кирсанов

Предметы спора базарова и кирсанова таблица

Проблема взаимоотношений отцов и детей в литературе – тема не новая. Однако Тургенев первым создает образ передового человека своего времени. Писатель относится к главному герою произведения “Отцы и дети” неоднозначно.

Павел Петрович Кирсанов и Базаров – представители разных поколений. Попробуем сравнить и проанализировать, по каким аспектам отличаются эти два персонажа.

Писатель о произведении

О своем романе Тургенев говорит, что он направлен против аристократии, считавшейся в России передовым классом.

Базаров и Кирсанов – два персонажа, противопоставление взглядов которых легло в основу сюжета произведения. Специфику мировоззрения и положения в обществе этих героев можно представить в виде таблицы. Такая форма позволяет увидеть основные аспекты их противоречий наиболее наглядно.

Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика. Таблица

Павел Петрович КирсановЕвгений Базаров
Отношение к аристократии
Аристократия является движущей силой развития обществаБесполезность аристократии, неспособность вести Россию к будущему
Отношение к нигилизму
Считает нигилистов вредными для обществаНигилизм – мощная движущая сила развития
Отношение к простому народу
Умиляется патриархальности крестьянской семьи, говорит о том, что народ не может без верыСчитает народ невежественным, темным и суеверным, отмечает революционность людского духа
Отношение к искусству, природе
Любит природу, искусство, музыкуОпределяет природу как мастерскую, в которой хозяйничает человек. Искусство считает бесполезным
Происхождение
Родился в дворянской семьеРодился в семье земского лекаря, разночинец

Отношение к аристократии

Кирсанов считает, что аристократия является ключевой движущей силой развития общества. Идеальная форма правления, по его мнению, – конституционная монархия, к которой можно придти посредством либеральных реформ.

Базаров отмечает неспособность аристократов к действию, они не могут принести пользу, не в силах вести Россию к будущему.

Так относятся к аристократии Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица представлена выше) отображает это, дает представление о том, насколько разнится их понимание того, что такое движущая сила развития общества.

Отношение к нигилизму

Следующий вопрос, по которому спорят два героя, касается нигилизма, его роли в жизни общества.

Павел Петрович определяет представителей этого мировоззрения как нахалов и циников, которые не уважают и не признают ничего. Он рад, что таковых в обществе мало.

Нигилисты отмечают необходимость революционных преобразований. Базаров считает, что народ невежественен, но революционен по своему духу. Евгений видит смысл только в том, что полезно, он не считает нужным говорить громкие слова.

Так смотрят на нигилизм Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица имеется в статье) отображает данный момент, показывает, насколько отличается отношение героев к этой мировоззренческой позиции.

Отношение к простым людям

Павел Петрович далек от народа, при этом умиляется патриархальности, религиозности. Базаров считает крестьян темными, невежественными, ничего не знающими о своих правах.

Кирсанов полагает, что жизнь простых людей по заведенным прадедами порядкам правильна. Базаров презирает невежество крестьян.

Павел Петрович и Базаров (таблица фиксирует этот момент) по-разному воспринимают положение простого народа в обществе.

По своему происхождению Евгений ближе к обычным людям. Он – разночинец. Следовательно, больше понимает крестьян. Павел Петрович родом из дворянской семьи, он абсолютно далек от понимания жизни простых людей. То, что Кирсанов считает верой, Базаров называет суеверием.

Компромисс между этими героями невозможен, что подтверждает состоявшаяся дуэль Базарова и Павла Петровича.

Отношение к искусству, природе

Взгляды Базарова и Кирсанова разнятся даже в восприятии искусства. Они неодинаково относятся к природе. По мнению Базарова, чтение художественной литературы – пустое дело, а природу он оценивает исключительно как ресурс. Кирсанов – полная ему противоположность. Он, наоборот, любит окружающий мир, искусство, музыку.

Базаров полагает, что необходимо опираться в жизни только на личный опыт и ощущения. Исходя из этого, он отрицает искусство, поскольку оно – лишь обобщенное и образное осмысление опыта, отвлекающее от дела. Он отрицает мировые достижения культуры.

Так по-разному смотрят на природу и искусство Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица отображает это) в очередной раз показывает практичность взглядов Евгения.

Биография героев, отношение к жизни

Павел Петрович Кирсанов и Базаров – два противоположных характера. Автор отчетливо дает нам понять это. Кирсанов ненавидел Евгения за то, что тот показывал Павлу Петровичу бесполезность его существования. До встречи с ним Кирсанов полагал, что он благороден и достоин уважения. Когда появляется Евгений, Павел Петрович приходит к осознанию пустоты и бессмысленности собственной жизни.

Кирсанов, несомненно, – достойный представитель дворянства. Он – сын генерала, офицер, растративший лучшие годы жизни в стремлении завоевать любимую женщину. Старший Кирсанов, безусловно, честен, порядочен, любит свою семью.

Тургенев отмечает, что, описав в романе лучших представителей дворянства, он хотел подчеркнуть несостоятельность и бесперспективность этого класса.

Родители Базарова – очень набожные люди. Его отец – земский лекарь, мать, как пишет о ней автор, должна была родиться лет двести назад.

По своему социальному положению Базаров – разночинец, любящий работу. Он – человек с сильным умом и характером, воспитавший себя сам.

Павел Петрович и Базаров (таблица явно отображает это) – два абсолютно разных по взглядам и происхождению человека.

В романе “Отцы и дети” автор противопоставляет два очень ярких характера. Убеждения Павла Петровича характеризуют его как представителя прошлого. Взгляды Базарова – слишком передовые и прогрессивные, чрезвычайно материалистичные, с чем, возможно, связана гибель этого героя в конце произведения.

Источник: https://FB.ru/article/179758/bazarov-i-pavel-petrovich-sravnitelnaya-harakteristika-tablitsa-bazarov-i-kirsanov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.