Система исполнительных органов государственной власти

Система органов исполнительной власти в РФ

Система исполнительных органов государственной власти

Система органов исполнительной власти в РФ – это совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ.

Она имеет вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и оперативное управление общественными процессами.

Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении. Согласно Конституции (ст.ст.

71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ.

К ведению РФ отнесено установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по своим вопросам действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ, ФКЗ,ФЗ. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

  • руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
  • органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
    1. Виды органов исполнительной власти.

В соответствии с федеративным государственным устройством различаются

1.

федеральные органыисполнительной власти – основы статуса федеральных органов исполнительной власти определены указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» Это – а) правительства; б) советы министров, имеющие статус пра­вительств; в) министерства; г) государственные комитеты; д) комитеты; е) службы; ж) главные управления, управления; з) инспекции; и) агентства; к) департаменты; л)

2.

органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

– Администрации.( Органами этих администраций являются департаменты, глав­ные управления (управления), отделы. Перечни и формы органов ад­министраций определяются субъектами самостоя­тельно).

По характеру компетенции

1. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства, администрации субъектов Российской Федерации и др.

2.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.

3. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специа­лизированные функции для всех или большинства отраслей и сфер, управления. (например. Министерство промышленности Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например. Российское агентство по патентам и товарным знакам).

4. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются

1.коллегиальные – решения принима­ются большинством их членов в сочетании с персональной ответствен­ностью за их исполнение, это правительства, многие государственные комитеты,

2. единоначальные – решающая власть по всем вопросамих компетенции принадлежит возглавляющему дан­ный орган руководителю, это министерства, администрации краев, областей.

Источник: https://studopedia.ru/8_177396_sistema-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-rf.html

Исполнительная власть

Система исполнительных органов государственной власти

Ис­пол­ни­тель­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в со­ста­ве его Пред­се­да­те­ля (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), за­мес­ти­те­ля (ви­це-пре­мье­ра) и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров.

Про­це­ду­ра фор­ми­ро­ва­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ со­сто­ит из двух ста­дий. На пер­вой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ с со­гла­сия Гос. ду­мы.

По­сле трёх­крат­но­го от­кло­не­ния пред­став­лен­ной кан­ди­да­ту­ры Пре­зи­дент РФ мо­жет сам на­зна­чить гла­ву Пра­ви­тель­ст­ва РФ, рас­пус­тить Гос. ду­му и на­зна­чить но­вые вы­бо­ры.

На вто­рой ста­дии Пре­зи­дент РФ на­зна­ча­ет чле­нов Пра­ви­тель­ст­ва (за­мес­ти­те­ля Пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ных ми­ни­ст­ров) по пред­ло­же­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Пра­ви­тель­ст­во РФ – кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, его ра­бо­ту ор­га­ни­зу­ет и ру­ко­во­дит его за­се­да­ния­ми Пред­се­да­тель; со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, пра­во пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ст­ва име­ет и Пре­зи­дент РФ. Осн.

сфе­ры дея­тель­но­сти Пра­ви­тель­ст­ва РФ: под­го­тов­ка и ис­пол­не­ние бюд­же­та; про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки; по­ли­ти­ки в об­лас­ти эко­но­ми­ки, куль­ту­ры и др. со­ци­аль­ных сфер; управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, обес­пе­че­ние обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­кон­но­сти, прав и сво­бод гра­ж­дан.

Пра­ви­тель­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет и иные пол­но­мо­чия, воз­ло­жен­ные на не­го кон­сти­ту­ци­он­ны­ми нор­ма­ми, за­ко­на­ми, ука­за­ми Пре­зи­ден­та.

Пра­ви­тель­ст­ву пре­дос­тав­ле­но пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы, пра­во из­да­ния по­ста­нов­ле­ний (как пра­ви­ло, нор­ма­тив­но­го ха­рак­те­ра) и ра­зо­вых по пре­иму­ще­ст­ву рас­по­ря­же­ний. Всё это под­за­кон­ные ак­ты, из­да­вае­мые на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние Кон­сти­ту­ции РФ, фе­де­раль­ных за­ко­нов и нор­ма­тив­ных ука­зов Пре­зи­ден­та РФ.

В систему фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти входят фе­де­раль­ные ми­ни­стер­ст­ва, фе­де­раль­ные служ­бы и фе­де­раль­ные агент­ст­ва.

Федеральные министерства подведом­ственны Правительству РФ или Прези­денту РФ.

Фе­де­раль­ные служ­бы и агент­ст­ва на­хо­дят­ся в ве­де­нии фе­де­раль­ных ми­ни­стерств или непосредственно подчиняются Пре­зи­ден­ту РФ либо Пра­ви­тель­ст­ву РФ.

Ми­ни­стер­ст­во РФ яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по вы­ра­бот­ке гос. по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти.

Фе­де­раль­ное ми­ни­стер­ст­во воз­глав­ля­ет вхо­дя­щий в со­став Пра­ви­тель­ст­ва ми­нистр РФ (фе­де­раль­ный ми­нистр).

Ми­ни­стер­ст­во са­мо­стоя­тель­но осу­ще­ст­в­ля­ет пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, за ис­клю­че­ни­ем во­про­сов, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ко­то­рых осу­щест­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но фе­де­раль­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми за­ко­на­ми, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, ак­та­ми Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ, ко­ор­дини­ру­ет и кон­тро­ли­ру­ет дея­тель­ность на­хо­дя­щих­ся в его ве­де­нии фе­де­раль­ных служб и фе­де­раль­ных агентств; оно не впра­ве осу­ще­ст­в­лять функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру, пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, а так­же функ­ции по управ­лению гос. иму­ще­ст­вом, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ.

Фе­де­раль­ная служ­ба яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим функ­ции по кон­тро­лю и над­зо­ру в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти, а так­же спе­ци­аль­ные функ­ции в об­лас­ти обо­ро­ны, гос. безо­пас­но­сти, за­щи­ты и ох­ра­ны гос.

гра­ни­цы РФ, борь­бы с пре­ступ­но­стью, об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти; в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­даёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты. Фе­де­раль­ная служ­ба не впра­ве осу­ще­ст­в­лять нор­ма­тив­но-пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние, кро­ме слу­ча­ев, ус­та­нав­ли­вае­мых ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ.

Фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру не впра­ве осу­ще­ст­в­лять управ­ле­ние гос. иму­ще­ст­вом и ока­за­ние плат­ных ус­луг.

Фе­де­раль­ное агент­ст­во яв­ля­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щим в ус­та­нов­лен­ной сфе­ре дея­тель­но­сти функ­ции по ока­за­нию гос. ус­луг, управ­ле­нию гос.

иму­ще­ст­вом и пра­во­при­ме­ни­тель­ные функ­ции, за ис­клю­че­ни­ем функ­ций по кон­тро­лю и над­зо­ру.

В пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции из­да­ёт ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты, ве­дёт рее­ст­ры, ре­ги­ст­ры и ка­да­ст­ры.

Фе­де­раль­ную служ­бу, фе­де­раль­ное агент­ст­во воз­глав­ля­ет ру­ко­во­ди­тель (ди­рек­тор). Фе­де­раль­ное агент­ст­во, фе­де­раль­ная служ­ба по над­зо­ру мо­гут иметь ста­тус кол­ле­ги­аль­но­го ор­га­на.

Дей­ст­вую­щая струк­ту­ра фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ус­та­нов­ле­на ука­зом Пре­зи­ден­та РФ в 2004.

По пред­ме­там ве­де­ния РФ её ком­пе­тен­ция на мес­тах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тер­рито­ри­аль­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти.

Фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти мо­гут соз­да­вать свои тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны в субъ­ек­тах РФ и на­зна­чать со­от­вет­ст­вую­щих долж­но­ст­ных лиц.

До­пус­ка­ют­ся две ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы реа­ли­за­ции ком­пе­тен­ции по пред­ме­там ве­де­ния Фе­де­ра­ции – соз­да­ние соб­ст­вен­ных тер­ри­то­ри­аль­ных под­раз­де­ле­ний и на­де­ле­ние эти­ми пол­но­мо­чия­ми ор­га­нов гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Сис­те­ма ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти рес­пуб­лик, кра­ёв, об­лас­тей, го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния, ав­то­ном­ной об­лас­ти, ав­то­ном­ных ок­ру­гов ус­та­нав­ли­ва­ет­ся субъ­ек­та­ми РФ са­мо­стоя­тель­но в со­от­вет­ст­вии с ос­но­ва­ми кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сии и об­щи­ми прин­ци­па­ми ор­га­ни­за­ции ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов гос. вла­сти, ус­та­нов­лен­ны­ми фе­де­раль­ным за­ко­ном.

Пра­ви­тель­ст­во РФ за свою дея­тель­ность не­сёт двой­ную по­ли­ти­че­скую от­вет­ст­вен­ность: пе­ред Пре­зи­ден­том РФ, ко­то­рый мо­жет при­нять ре­ше­ние о его от­став­ке, и пе­ред Гос. ду­мой, ко­то­рая мо­жет вы­ра­зить ему не­до­ве­рие. От­вет­ст­вен­ность Пра­ви­тель­ст­ва РФ пе­ред Гос.

ду­мой ог­ра­ни­че­на со­от­вет­ст­вую­щи­ми пра­во­мо­чия­ми Пре­зи­ден­та РФ, ко­то­рый мо­жет не со­гла­сить­ся с ре­ше­ния­ми Гос. ду­мы. В те­че­ние 3 мес по­сле при­ня­тия ре­ше­ния о не­до­ве­рии Пра­ви­тель­ст­ву Пре­зи­дент РФ мо­жет объ­явить об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или рас­пус­тить Гос. ду­му.

В слу­чае от­ка­за в до­ве­рии, во­прос о ко­то­ром по­ста­вил пе­ред Гос. ду­мой Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ст­ва, Пре­зи­дент РФ в те­че­ние 7 дней при­ни­ма­ет ре­ше­ние об от­став­ке Пра­ви­тель­ст­ва или о рос­пус­ке Гос. ду­мы и на­зна­че­нии но­вых вы­бо­ров.

Пра­ви­тель­ст­во РФ мо­жет са­мо по­дать в от­став­ку, ко­то­рую Пре­зи­дент РФ при­ни­ма­ет или от­кло­ня­ет.

Пе­ред вновь из­бран­ным Пре­зи­ден­том Пра­ви­тель­ст­во РФ сла­га­ет свои пол­но­мо­чия.

Источник: https://bigenc.ru/text/5033089

Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Система исполнительных органов государственной власти
Определение 1

Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица.

Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения.

Государство также осуществляет их финансирование.

Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

Замечание 1

Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами.

Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций.

Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории.

За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

Замечание 2

Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать.

В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры.

В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов.

Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства.

Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

Замечание 3

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров.

Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны.

В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много.

Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

Опиши задание

Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

Пример 1

Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент.

Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

Компетенционные права и обязанности

На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией.

Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет.

И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами.

В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

Вывод

Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной.

Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти.

возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

Изменчивость структуры исполнительных органов

Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны.

Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта.

Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача.

Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной.

Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

Замечание 4

Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

  • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
  • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
  • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию.

Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры.

Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ispolnitelnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Система исполнительных органов государственной власти

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Полномочия

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник: http://duma.gov.ru/news/49137/

Система исполнительных органов государственной власти

Система исполнительных органов государственной власти

Определение 1

Система исполнительных органов государственной власти – это административная ветвь власти, ответственная за реализацию исполнительно-распорядительной и организационной функций государственного управления.

Система исполнительных органов государственной власти характеризуется высоким уровнем разветвленности и подчиненных друг другу органов государственного управления.

Место правительства в системе органов исполнительной власти

Место высшего органа государственного управления исполнительного характера занимает Правительство России.

Правительство России представляет собой орган коллегиального типа, находящийся во главе единой системы российской исполнительной власти. Правовые основы функционирования Правительства России составляют положения российской Конституции и Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации».

Состав российского правительства формируется Президентом с учетом следующих положений:

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.
  • во-первых, глава Правительства, то есть его Председатель, назначается по согласованию с Государственной Думой;
  • во-вторых, заместителей председателя и федеральных министров назначают в соответствии с предложением главы Правительства.

Президент обязан вносить предложение относительное кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу в течении двух недель после своего вступления в должность или отставки Правительства. При отклонении внесенной кандидатуры Президенту дается неделя на ее замену.

Формирование системы органов исполнительной власти – это предмет совместного ведения Президента страны и главы Правительства. Предложения относительно структуры исполнительной власти федерального уровня представляются главой Правительства Президенту в течение недели после назначения Председателя Правительства.

Председателю правительства назначаются три заместителя – первый, второй заместитель и Министр обороны.

К полномочиям Правительства России относятся следующие:

  • во-первых, разработка, представление в низшую палату Парламента и исполнения федерального бюджета;
  • во-вторых, формирование и реализация внешней и внутренней политики государства;
  • в-третьих, осуществление регулирования социально-экономической составляющей жизнедеятельности населения страны;
  • в-четвертых, координация и контроль функционирования исполнительных органов государственной власти;
  • в-пятых, разработка и организация реализации целевых государственных программ и прочее.

Российское правительство наделяется специальными полномочиями в различных сферах жизнедеятельности населения страны, наделяется правом издания правовых актов, имеющих обязательный статус к исполнению на территории государства.

Посредством средств массовой информации Правительство обеспечивает информированность общества относительно своей деятельности.

Оперативное решение вопросов возлагается на Президиум Правительства, осуществляющий свою работу в форме заседаний.

Иные федеральные органы исполнительной власти

Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, выступающие в качестве федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление функций по разработке политики государства и нормативно-правовому регулированию определенные сферы деятельности. Во главе федеральных министерств находятся федеральные министры, включаемые в состав российского Правительства.

Замечание 1

Помимо этого в систему федеральных органов исполнительной власти включаются федеральные службы, федеральные агентства и ведомства.

Территориальные органы исполнительной власти

Федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование территориальных органов исполнительной власти.

При формирование органов исполнительной власти следует учитывать требования статей Конституции России относительно республиканской формы правления, единства государственного управления, принципа разделения властей и самостоятельности органов государственного управления, а также исключения органов муниципального управления из системы государственной власти.

Формирование территориальных органов исполнительной власти на территории государства подчиняется следующим принципам:

  • во-первых, обязательность вхождения главы территорий в структуру исполнительной власти;
  • во-вторых, обязательность наличия органа общей компетенции регионального уровня;
  • в-третьих, подотчетность исполнительных органов власти законодательным и представительным органам в отношении исполнения регионального законодательства;
  • в-четвертых, обеспечение организационно-правовой самостоятельности территориальных органов исполнительной власти и так далее.

На региональном уровне система органов исполнительной власти отличается достаточным разнообразием, как и структурно-функциональные взаимосвязи между ними.

В общем виде структуру исполнительной власти регионального уровня можно представить следующим образом:

  • во-первых, глава исполнительной власти, в качестве которой выступают президенты республик, губернаторы, глава администрации и прочие;
  • во-вторых, исполнительные органы государственной власти, наделенные общей компетенцией. В качестве таких органов выступают администрации или правительства региона;
  • в-третьих, органы исполнительной государственной власти, наделенные специальной компетенцией отраслевого или межотраслевого характера;
  • в-четвертых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные общей компетенцией, но действующие в пределах отдельных образований административно-территориального типа и административных округов;
  • в-пятых, территориальные органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией и выступающие в качестве структурных подразделений органов общей компетенции или отраслевых и межотраслевых органов регионального уровня.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_ispolnitelnyh_organov_gosudarstvennoy_vlasti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.