Ст 427 нк рф подп 5 п 1

Как «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов

Ст 427 нк рф подп 5 п 1

В статье 427 НК РФ установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам и осуществляющих виды деятельности, перечисленные в данной статье. В подпункте 5 п.

1 ст. 427 НК РФ отдельно перечислены льготируемые виды деятельности для «упрощенцев». Однако применение пониженных тарифов по-прежнему чревато рисками для плательщиков страховых взносов.

И с принятием очередных поправок эти риски только усилились.

В числе плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, названы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД является, например, ремонт автомобилей, бытовых изделий, строительство, производство мебели — всего в списке более 60 видов деятельности.

Напомним, что в период действия ныне отмененного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) пониженные тарифы и условия их применения были установлены в ст. 58 этого закона. В той же статье был приведен и список льготируемых видов деятельности.

Для применения пониженного тарифа от плательщика страховых взносов требовалось получение не менее 70% дохода по одному из видов деятельности, приведенных в упомянутом списке. После введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы» данная льгота из Закона № 212-ФЗ «перекочевала» в подп. 5 п. 1 ст.

427 НК РФ, а требование о соблюдении 70-процентного лимита — в п. 6 ст. 427 НК РФ.

Новации

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст.

427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.

15 настоящего Кодекса» заменена на: «Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса».

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст.

427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

О чем спорили плательщики и проверяющие в период действия закона № 212-фз

В соответствии с положениями ст. 58 Закона № 212-ФЗ страхователь-организация имел право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий:

— находится на УСН;

— основной вид деятельности соответствует перечню, приведенному в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;

— доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Именно с последним показателем (общим объемом доходов) сложилась очень неприятная ситуация как минимум для медицинских, детских дошкольных и общественных спортивных организаций.

Медицинские учреждения против фондов

Начнем с судебного спора, который рассматривал АС Уральского округа (постановление от 17.07.2017 № Ф09-3213/17).1

Медицинское учреждение ничем другим, кроме оказания медицинских услуг, не занималось, при этом получало целевое финансирование из бюджета. То есть доходы плательщика складывались из доходов, получаемых от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, и доходов от платных медицинских услуг.

Плательщик был уверен, что имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля его доходов от льготируемой деятельности составляла даже не 70, а 100%.

Но по расчетам проверяющих эта доля оказалась менее 70%, то есть, по мнению чиновников, плательщик права на пониженный тариф не имел.

В спорный период действовал п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Согласно ему конкретный вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст.

58 Закона № 212-ФЗ, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определялась на основании ст. 346.15 НК РФ.

Напомним, что «упрощенцы» на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Обратимся к подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и использованного по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами.

В частности, это средства, получаемые медицинскими организациями за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, а также средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками ОМС от территориальных фондов ФОМС.

Как указал суд, фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное медучреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансировалось из средств ОМС, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Деятельность медучреждения была связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования.

При расчете доли доходов, полученных от льготируемой деятельности, суд не стал учитывать в числителе суммы, полученные в рамках целевого финансирования, но оставил их в знаменателе. После этого искомое соотношение стало много меньше нужных 70%.

По мнению суда, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности.

Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов отсутствуют, так как из буквального толкования и смысла п. 1.4 ст.

58 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, следует, что в общую сумму доходов должны быть включены любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.

Аргумент в пользу медучреждения

В рассматриваемом споре медицинское учреждение сослалось на Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О. Из него следует, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям п. 1.4 ст. 346.

15 НК РФ, который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих ОМС. Указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения УСН — ст. 251 и 346.

15 НК РФ.

Спору нет: нельзя учитывать полученные в рамках целевого финансирования средства в числителе, и не надо. Но имеют ли право чиновники включать эти суммы в знаменатель?

АС Уральского округа посчитал, что медицинское учреждение неправильно трактует Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О, и согласился с проверяющими из фондов.

Другое судебное решение как аргумент

В качестве доказательства в свою пользу медицинское учреждение также сослалось на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 № Ф02-5156/2016 по делу № А10-7158/2015.

На это доказательство уральские судьи отреагировали значительно более нервно.

Если отбросить юридическую вежливость, они практически обвинили сибирских коллег в некомпетентности! Что же так «задело» уральский суд?

Дело в том, что в деле, рассмотренном сибиряками, суд первой инстанции и апелляция рассуждали так же, как и АС Уральского округа. Но АС Восточно-Сибирского округа признал эти рассуждения ошибочными.

В этом деле нижестоящие суды, сославшись на ст. 250, 251 НК РФ, также пришли к выводу о несоблюдении поликлиникой предусмотренных в п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ условий для применения пониженных тарифов.

Суды при этом исходили из расчетов чиновников, в которых общая сумма доходов для вычисления пропорции была увеличена на суммы полученных страхователем субсидий и зачисленных средств ОМС. Данные суммы суды посчитали доходами по смыслу ст. 346.

15 НК РФ, но не доходами от основной экономической деятельности (как и АС Уральского округа).

Однако судьи не учли, что согласно п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ; при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

При этом объектом налогообложения при применении УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, — п. 1 ст. 346.14 НК РФ.

Таким образом, поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, не признаются доходами для целей применения УСН. Следовательно, такие поступления не признаются доходами и для целей применения п. 1.4 ст.

58 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

К числу таких доходов, не подлежащих учету при расчете пропорции, среди прочего, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, — подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования в соответствии с указанной нормой, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

— в виде средств, получаемых медицинскими организациями, ведущими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц.

Приведенная позиция, по мнению АС Восточно-Сибирского округа, согласуется с Определением КС РФ от 19.07.2016 № 1467-О.

Аргумент против: неосновательное обогащение

Источник: https://www.eg-online.ru/article/369326/

Льготный тариф страховых взносов для малых и средних предприятий

Ст 427 нк рф подп 5 п 1

С 1 апреля 2020 года Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе применять льготный тариф страховых взносов 15%.

Пониженный тариф страховых взносов применяется не ко всем выплатам в пользу физического лица, а в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ на начало расчетного периода.

Чтобы применять льготный тариф страховых взносов нужно иметь статус Субъекта малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее, СМСП) вправе применять пониженный тариф страховых взносов 15%, при выплате доходов работникам и иным физическим лицам. Напомню, что в общем случае, тариф страховых взносов составляет 30%.

Условия применения льготного тарифа определены в статьях 5 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ (для 2020 года) и в пп. 17 п. 1, п. 2.1. ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (для 2021 и последующих лет).

Подход для применения льготного тарифа одинаков как для 2020, так и для последующих годов.

То, что условия для 2020 года и для последующих лет регулируются разными нормативными актами связано с тем, что законодатель использовал особую технику, чтобы быстро ввести в действие льготу в 2020 году.

Условия применения льготного тарифа:

Льготный тариф страховых взносов предусмотрен “для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода” (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Таким образом, чтобы применять льготный тариф страховых взносов нужно быть Субъектом малого и среднего предпринимательства (порядок отнесения к СМСП рассмотрен далее).

Для указанных выше плательщиков применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов (п. 2.1. ст. 427 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

— в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0%;

— свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,0%.

Таким образом, если обычные налогоплательщики уплачивают страховые взносы в отношении выплат физическим лицам по тарифу 30%, то СМСП применяют существенно более низкий тариф 15% (10% в ПФР и 5% в ОМС).

В то же время, пониженный тариф страховых взносов применяется не ко всем выплатам в пользу физического лица (например, работника), а в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной Минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

Так, на начало 2020 года МРОТ составляет 12 130 рублей (Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ).

Пример

За апрель 2020 года работнику ООО, являющегося СМСП, начислена заработная плата в размере 20 000 рублей и премия в сумме 10 000 рублей (итого 30 тыс. рублей).

Сумма выплаты в пределах 12 130 рублей облагается по тарифу страховых взносов 30%.

Сумма выплаты в размере 17 870 рублей (30 000 — 12 130) облагается страховыми взносами по тарифу 15%.

Влияние Предельной величины базы страховых взносов

Законодательство устанавливает Предельную величину базы страховых взносов (ПВБСВ). Эта величина, к примеру, на 2020 год для ПФР составляет 1 292 000 рублей.

В общем случае, смысл ПВБСВ в том, что если доходы работника (исчисленные с начала календарного года) превышают значение ПВБСВ, то применяется пониженный тариф страховых взносов 15,1% (10% ПФР и 5,1% ОМС) для доходов, превышающих ПВБСВ (ст. 425 НК РФ).

В случае применение льготного тарифа страховых взносов для субъектов МСП нужно учитывать следующее:

1) Для доходов, выплачиваемых физическим лицам, которые не превышают за каждый календарный месяц сумму МРОТ, применяются общие правила:

Если доход физического лица с начала календарного года не превысил ПВБСВ, применяется общий тариф страховых взносов (30%).

Если доход физического лица с начала календарного года превысил ПВБСВ, применяется соответствующий тариф страховых взносов 15,1%.

2) Для доходов, выплачиваемых физическим лицам, которые превышают за каждый календарный месяц сумму МРОТ, применяется пониженный тариф страховых взносов, установленный для СМСП 15%.

Обратите внимание, что в этом случае, по достижении Предельной величины базы страховых взносов, тариф страховых взносов не изменяется и остается в размере 15%.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.

2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).

То есть, чтобы уверенно относить себя к СМСП нужно удостовериться, что вы включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Адрес Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства:

rmsp.nalog.ru

Если по тем или иным причинам Вашей организации или ИП нет в реестре, то вы можете направить заявку на включение в него:

rmsp.nalog.ru/appeal-create.html

Письмо ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@ разъяснило:

Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.

Основные критерии для отнесения к соответствующей категории СМСП указаны в таблице:

УсловиеМикропредприятиеМалое предприятиеСреднее предприятие
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капиталеНе более 25%Не более 25%Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательстваНе более 49%Не более 49%Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный годДо 15 человекДо 100 человекДо 250 человек
Доход за предшествующий календарный год (без учета НДС)Не более 120 млн руб.Не более 800 млн руб.Не более 2 млрд. руб.

Подробнее: Субъекты малого и среднего предпринимательства →

Примечания

↑ 1) Разъяснение о порядке применения пониженного тарифа страховых взносов для СМСП приведено в Письме ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@ «О пониженных тарифах страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства»

Рубрики:

Налоговое планирование

Закажите налоговую консультацию Станиславу Джаарбекову, основателю проекта Taxslov.ru

Отправьте свой запрос на E-mail: expert@taxd.ru

В ответном письме Вам будут предложены стоимость консультации и срок выполнения работы.

Подробнее >>

Советуем прочитать

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.

2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — устанавливаемый законодательством России размер оплаты труда. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Предельная величина базы страховых взносов — установленная законодательством величина базы для страховых взносов, сверх которой тариф страховых взносов снижается или не применяется.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕГРСМСП) — реестр, в котором содержатся Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

03.08.2020

Источник: https://taxslov.ru/st/st111.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.