Стадии законодательного процесса

Стадии законодательного процесса

Стадии законодательного процесса

Процедура инициирования, подготовки, обсуждения, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, вплоть до его вступления в силу, называется законодательным процессом.

В современной России он имеет следующие стадии:

  1. законодательная инициатива;

  2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе;

  3. принятие закона Государственной Думой;

  4. одобрение закона Советом Федерации;

  5. подписание закона Президентом России;

  6. опубликование документа и вступление его в силу.

Замечание 1

Каждая из стадий законодательного процесса имеет собственную специфику и правовой статус. Все вместе они образуют единый порядок, регламентирующий процедуру утверждения нормативно-правового акта с момента его инициирования и до официального обнародования.

Законодательная инициатива

Правом разрабатывать проекты федеральных законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу обладают Президент и Правительство России, депутаты, члены Совета Федерации, региональные и республиканские парламенты, а также высшие судебные органы нашей страны.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Они могут выступить с законодательной инициативой, поставить вопрос о необходимости разработки и принятия конкретного нормативно-правового акта. Государственная Дума обязана рассматривать законопроекты, внесенные представителями перечисленных органов власти.

Подготовка документов к общественному и парламентскому обсуждению должна начинаться с определения потребности общества, государственных органов, учреждений и предприятий в формировании новых правовых норм.

Если всестороннее изучение общественной практики, научных сведений, предложений различных инстанций, политических партий и объединений, отдельных граждан свидетельствует о необходимости принятия нового закона, то его разработку следует инициировать.

Формулировать положения создаваемых нормативных актов могут различные органы государственной власти.

Как правило, при этом применяется так называемый отраслевой принцип, когда каждый конкретный законопроект готовит то ведомство или министерство, которое курирует данную сферу.

Этот принцип не всегда безупречен, поскольку специалисты федеральных учреждений могут не учитывать интересы представителей бизнеса или смежных отраслей.

Пример 1

Например, чиновники от здравоохранения ратуют за увеличение бюджетного финансирования больниц и поликлиник, с чем далеко не всегда согласятся, например, финансисты.

Поэтому в некоторых случаях, чтобы избежать перегибов в ту или другую сторону при разработке законопроектов, создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит нахождение компромисса между всеми заинтересованными сторонами.

Рисунок 1.

Государственная Дума

Обсуждение и рассмотрение документа в Государственной Думе – основной этап законодательного процесса. Каждый нормативно-правовой акт проходит три чтения в нижней палате российского парламента.

Сначала депутаты анализируют целесообразность закона и его общие положения. Во втором чтении рассматриваются поступившие к тексту поправки, а в третьем происходит ание по вопросу принятия или отклонения проекта.

Процесс обсуждения открывает доклад представителя субъекта правотворчества, инициировавшего создание данного проекта. Затем профильный комитет нижней палаты парламента, уже рассмотревший документ на заседании, обнародует свое заключение. Депутаты оценивают и обсуждают законопроект, вносят в него свои поправки, высказывают поступившие предложения.

Принятие нормативно-правового акта проходит открытым анием. Оно может касаться как всего рассматриваемого документа, так и отдельных его статей или положений. Для принятия федеральных законов достаточно простого большинства от общего количества депутатов. При принятии конституционных правовых актов, проект должен набрать более двух третей членов нижней палаты парламента.

Поводами для издания конституционных законов могут являться важнейшие вопросы социально-экономической жизни страны или государственного устройства. Среди них:

  1. решение о проведении общенационального референдума;

  2. введение чрезвычайного или военного положения;

  3. изменение административно-территориального устройства Российской Федерации;

  4. принятие в состав России новых субъектов.

Совет Федерации и Президент России

Следующие стадии законодательного процесса отвечают на вопрос: считает ли высшее руководство страны предложенный нормативно-правовой акт целесообразным и отвечающим интересам общества? В течение 14 дней после принятия закона Государственной Думой этот документ должен быть одобрен Советом Федерации.

В верхней палате российского парламента конституционные проекты считаются прошедшими, если набрали более трех четвертей сенаторов. Остальным федеральным законам для одобрения требуется простое большинство членов Совета Федерации.

Затем документ поступает к Президенту России на подпись. Глава государства имеет право одобрить или отклонить проект в двухнедельный срок, воспользовавшись своим правом вето. В случае отрицательного решения нормативно-правовой акт возвращается в Государственную Думу для доработки и внесения новых поправок.

Вступление закона в силу

Замечание 2

Закон, подписанный Президентом России, должен быть официально опубликован в течение недели. Это значит, что полный текст нормативно-правого акта печатается в общедоступном издании.

Данная стадия законодательного процесса является обязательным условием вступления любого документа в силу, поскольку без его обнародования невозможно требовать от граждан или организаций соблюдения установленных положений.

Как правило, полные тексты законов и других нормативно-правовых актов публикуются в официальных изданиях государственных органов: «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». В других средствах массовой информации может быть изложена общая суть или отдельные статьи принятых законов, наиболее значимые моменты, интересующие большинство жителей страны.

Если в тексте федерального закона не указан конкретный срок его вступления в силу, то положения нормативно-правового акта начинают действовать на всей территории России через 10 дней после его официальной публикации. С этого момента документ обязателен к исполнению всеми россиянами, иностранцами и лицами без гражданства, если иное не указано отдельно.

Вступившая в силу правовая норма утрачивает свою законность лишь в момент истечения срока ее действия, а также в случае прямой отмены другим нормативным актом, замены действовавшего ранее документа на новый.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/subekty_pravotvorchestva/stadii_zakonodatelnogo_processa/

Юридическая техника

Стадии законодательного процесса

Как мы успели убедиться, создание нормативных актов довольно сложно. Особенно этим отличается законодательный процесс.

Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно. Широкое понимание, помимо подготовки, обсуждения, принятия и опубликования законов и вступления их в действие, включает всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона.

Сторонники узкого понимания не считают выявление потребности принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законодательного процесса.

Поскольку эта работа все же непременно должна проводиться, рассмотрим данные виды деятельности в одном ряду с теми, которые и составляют собственно законодательный процесс.

Принятие решения о подготовке законопроекта

Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство при составлении плана подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ.

Возможно совместное составление целевой комплексной программы.

При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов РФ, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах.

Идея о принятии того или иного закона возникает по-разному. Иногда она рождается в общественной дискуссии. Но сегодня это является редкостью.

Политические партии, стремясь донести свои идеи до масс, могут оформить их в виде предложения принять какой-либо закон.

Во многих случаях законопроекты продвигаются экономически влиятельными группами или их лоббистами (страховщиками, банкирами, риелторами и т.п.). Иногда идея рождается спонтанно.

Так, в апреле 2006 г. академик Е. П. Велихов выступил на заседании Общественной палаты об исключении доллара как счетной единицы из экономической практики и использовании в расчетах только рубля. Чем была вызвана эта идея? Он объяснил это возникшим у него желанием принять меры к укреплению рубля. Предложение сразу было принято Государственной Думой на рассмотрение.

Сбор необходимой информации

Информация служит базой всей законотворческой работы. Сейчас законопроект редко пишется «с чистого листа».

Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Ю. А. Тихомиров указывает следующие виды информации:

  • о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.);
  • состоянии законодательства в данной области;
  • зарубежном опыте правового регулирования данной сферы;научная;
  • расчетная (экономическая, финансовая, демографическая, техническая и проч.);
  • прогнозная (о возможных последствиях действия закона);
  • социальная (общественное мнение).

Методы сбора информации могут быть самыми различными:

  • анализ литературных источников (книги, сборники, периодика, архивные документы и т.п.);
  • составление поисковых вопросов, обращенных к ведомствам, предприятиям, учреждениям, специалистам, ученым и др.;
  • направление запросов в государственные структуры, обладающие в силу выполняемых ими функций специальной информацией;
  • исследование исторической информации;
  • анализ нормативных правовых аналогов, как российских, так и зарубежных.

Главное, чтобы полученная информация была достаточной и комплексной. И лишь когда собрана и обобщена необходимая информация, можно приступать к формированию идеи законопроекта.

Разработка концепции законопроекта

Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать и представить в письменном виде в форме документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить.

Концепция должна отражать:

  • предмет правового регулирования;
  • цели закона;
  • доказательства выбранного подхода решения вопроса;
  • соотношение законопроекта с другими нормативными актами;
  • структуру закона;
  • механизм реализации;
  • возможные последствия его принятия;
  • его стоимость.

Составление проекта закона

Если концепция закона одобрена органом, вынесшим решение о его принятии, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Ее задача — превратить концепцию в текст закона. В. Б.

Исаков, посвятивший много лет законотворчеству, считает, что оптимальным является вариант, когда в группе равноправно представлены два «крыла»: специалисты-«предметники», хорошо владеющие знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, которая является предметом правового регулирования; специалисты в области права.

Если этого баланса добиться не удается, законопроект получается односторонним: либо преобладает организационно-технический подход при отсутствии четкой юридической формы, либо при детальной проработке юридических конструкций налицо слабость содержания.

Существует, правда небольшая, практика поручения разработки законопроекта альтернативным группам. Сравнение результатов их работы позволяет увидеть сильные и слабые его стороны и тогда либо выбрать наиболее удачный вариант, либо сделать новый с учетом положительных сторон каждого проекта.

Проведение экспертизы

Экспертиза призвана дать оценку соответствия законопроекта:

  • общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции РФ и другим законам;
  • всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным).

В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы:

  • пояснительная записка;
  • перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с вступлением в сипу данного закона;
  • финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты);
  • заключение Правительства РФ.

Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы)

Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению.

Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы.

Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку).

В каждой стране круг субъектов законодательной инициативы неодинаков. Общим же является их официальное установление.

Конституция РФ (ст. 104) предоставляет право законодательной инициативы следующим наиболее информированным и компетентным в решении социальных вопросов органам и должностным лицам:

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • члены Совета Федерации;
  • депутаты Государственной Думы;
  • Правительство РФ;
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • суды высших инстанций (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный) по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы: субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо рамками; субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Субъект законодательной инициативы направляет законопроект и сопроводительные документы Председателю Государственной Думы. Законопроект считается внесенным со дня его регистрации.

И лишь после того как этот законопроект по поручению Председателя Государственной Думы проанализируют фракции и ответственный комитет на предмет соответствия его требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, он включается в план законопроектных работ.

Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

При направлении законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из их числа комитет, ответственный за законопроект.

Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответственный комитет.

Для этой цели создается рабочая группа, в которую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.

Если законопроект затрагивает несколько комитетов, может быть создана совместная рабочая группа. Не бездействует и Аппарат Государственной Думы: его Правовое управление готовит заключение после проведенной им правовой и лингвистической экспертиз.

И лишь после этого законопроект направляется в Совет Государственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.

Обсуждение концепции законопроекта

Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Оно проходит по следующей схеме:

  • доклад инициатора законопроекта;
  • содоклад ответственного комитета Государственной Думы;
  • предложения и замечания фракций и депутатских групп;
  • выступление депутатов;
  • высказывание мнений полномочными представителями Президента РФ и Правительства РФ;
  • выступления представителей законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
  • выступления других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может вынести одно из трех решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
  2. принять закон;
  3. отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

Рассмотрение поправок к законопроекту

Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Принять концепцию закона, его идеи мало. Поскольку он рассчитан на миллионы людей, причем разного интеллектуального уровня, надо выверить каждую его статью. Это и делают депутаты, внося в них поправки.

В зависимости от объема и характера законопроекта их количество порой исчисляется несколькими сотнями. Поправки в законопроект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имеющие согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы.

Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Порядок проведения второго чтения таков:

  • с докладом выступает представитель ответственного комитета;
  • свое мнение высказывает полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе;
  • выступает полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе;
  • заслушивают представителя инициатора законопроекта;
  • высказывают возражения представители фракций, депутатских групп или депутатов;
  • докладчик отвечает на возражения;
  • проводят ание об одобрении или отклонении поправок.

По окончании согласования по поправкам председательствующий ставит на ание предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам ания такое предложение не набрало необходимого числа , законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Принятие закона ⇒

Источник: https://isfic.info/urteh/temrop71.htm

Стадии законотворческого процесса

Стадии законодательного процесса

Рассмотрим состав стадий законотворческого процесса, а также определим содержание каждого этапа.

Законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. На современном этапе законотворческий процесс занимает особое место в системе правообразования и имеет свои отличительные признаки.

В литературе выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

– стадия законодательной инициативы;

– стадия обсуждения законопроекта;

– стадия принятия закона;

– стадия обнародования закона.

На первой стадиизаконотворческого процесса должна сформироваться так называемая законодательная инициатива.

Она предполагает право уполномоченных органов и должностных лиц, общественных организаций предлагать парламенту рассмотреть вопрос о необходимости издания, изменения или отмены нормативного акта.

Появление подобного запроса на данной стадии процесса делает обязательным его рассмотрение законотворческим органом власти.

Законодательная инициатива может быть представлена в форме идеи либо готового законопроекта, которые парламент должен принять к своему рассмотрению. Подобные предложения должны уже на этой стадии процесса содержать необходимое обоснование.

В соответствии со статьей 104 Конституции России правом законодательной инициативы наделены:

– Президент РФ;

– Совет Федерации и его члены;

– депутаты Государственной Думы;

– Правительство РФ;

– представительные органы субъектов РФ;

– Конституционный Суд РФ;

– Верховный Суд РФ;

Законопроекты, предлагаемые в рамках сформулированной законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу РФ (нижнюю палату парламента). 

Только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены следующие законопроекты:

– о введении либо отмене налогов, а также освобождении от их уплаты;

– о выпуске государственных займов;

– об изменении финансовых обязательств государства;

– иные законопроекты о расходах, покрываемых за счет федерального бюджета.

Обсуждение законопроекта как стадия законотворческого процесса происходит в рамках заседаний Государственной Думы. Данная стадия законотворческого процесса предполагает наличие возможности по внесению поправок, изменений, дополнений или удалению устаревших положений.

В рамках законотворческого процесса на стадии принятия закона учитывается позиция депутатов нижней палаты Парламента и членов Совета Федерации.

Федеральные законы (ФЗ) считаются принятыми Государственной Думой, если за них проало большинство от общего числа депутатов. Далее согласно статье 105 Конституции РФ они в течение 5 дней подлежат передаче на рассмотрение Совету Федерации.

Федеральный закон считают одобренным Советом Федерации РФ, если за него отдали голоса более половины от общего количества членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен верхней палатой.

Если Совет Федерации отклоняет ФЗ, то обе палаты создают согласительную комиссию с целью преодоления имеющихся разногласий. После этого закон должен быть рассмотрен Государственной Думой повторно в рамках данной стадии законотворческого процесса.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации ФЗ может считаться принятым, если по итогам повторного ания за него отдали голоса не менее двух третей от общего количества депутатов Госдумы.

С учетом требований законотворческого процесса отдельные принятые Госдумой законопроекты должны быть рассмотрены в  Совете Федерации в обязательном порядке. Согласно статье 106 Конституции РФ к ним относятся законы, которые связаны с вопросами:

– финансового, валютного, кредитного права;

– денежной эмиссии;

– федерального бюджета;

– федеральных налогов и сборов;

– таможенного регулирования;

– ратификации и денонсации международных договоров РФ;

– статуса и защиты Государственной границы РФ;

– войны и мира.

Федеральный закон, принятый законотворческим органом в установленном порядке, в течение 5 дней направляют Президенту РФ для его подписания и последующего обнародования.

Согласно статье 107 Конституции РФ для принятия указанных действий предусмотрено 14 дней.

Если Президент России в течение данного срока отклонит его, то законотворческий орган в определенном Конституцией порядке должна будет рассмотреть данный закон вновь на этой стадии.

Если по итогам повторного рассмотрения законопроект будет одобрен в ранее принятой редакции двумя третями от общего количества членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом РФ и обнародован.

Согласно статье 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон (ФКЗ) считается принятым в случае, если он был одобрен тремя четвертями от общего количества членов Совета Федерации и двумя третями от количества депутатов Госдумы. Согласно принципам осуществления законотворческого процесса принятый ФКЗ в течение 14 дней должен быть подписан Президентом и обнародован.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», датой принятия ФКЗ является день его одобрения палатами Федерального Собрания, а датой принятия ФЗ выступает день их принятия Государственной Думой.

В рамках законотворческого процесса на стадии обнародования закона происходит доведение информации о факте его принятия и содержании нормативного акта до всех заинтересованных лиц.

На данной стадии все ФЗ должны быть официально опубликованы в течение 7 дней после того, как их подписал Президент РФ.

Согласно правилам осуществления законотворческого процесса акты палат Федерального Собрания должны публиковаться не позднее 10 дней с момента их принятия.

ФКЗ, ФЗ и акты обеих палат Парламента вступают в юридическую силу на всей территории России одновременно после 10 дней с момента их официальной публикации, если непосредственно в законе или акте законотворческого органа не был указан иной порядок его вступления в силу.

 Источниками официального опубликования ФКЗ, ФЗ и актов палат Парламента выступает первая публикация их полнотекстового содержания в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» либо первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Таким образом, законотворческий процесс представляет собой разновидность правотворческого процесса. Выделяют следующие стадии законотворческого процесса: законодательная инициатива, стадия обсуждения законопроекта, стадии принятия и обнародования закона.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/179-stadii-zakonotvorcheskogo-protsessa

Законодательный процесс: понятие и стадии

Стадии законодательного процесса
Определение 1

Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.

Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя.

Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.

Особенности законодательного процесса

Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст.

104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.

Замечание 1

Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.

Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени.

Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость.

Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство.

О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.

Пример 1

Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений.

В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую.

В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.

Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права».

Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов.

Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.

Опиши задание

Стадии законодательного процесса

На первой стадии происходит внесение законопроекта в ГД правовым субъектом с помощью законодательной инициативы на рассмотрение законопроекта для первого чтения. Здесь Совет ГД и ее соответствующий комитет начинают работу в области подготовки проекта закона для рассмотрения на заседании.

Замечание 2

Заседание Государственной Думы предусматривает в первом чтении обсуждение концепции проекта, его оценку на соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, исследование его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждений законопроекта в первом чтении ГД принимает законопроект в первом чтении, продолжая работать над ним, учитывая предложения и замечания в форме поправок. Также на этом этапе ГД вправе отклонить законопроект.

Для того, чтобы принять проект федерального закона в первом чтении, необходимо получение от 226 депутатов, а для принятия проекта федерального конституционного закона от 300 депутатов.

На втором этапе проект дорабатывается и рассматривается во втором чтении, целью чего является анализ его содержания с разных точек зрения и предложение более совершенных средств правового воздействия.

Здесь же обсуждаются поступившие от субъектов права законодательной инициативы, которые указаны в ст. 104 Конституции РФ, поправки к тексту проекта закона, проводят ание по принятию рассмотренных поправок и по принятию доработанного проекта закона во втором чтении.

Если на втором этапе происходит отклонение законопроекта, то это приводит к отказу от дальнейшего его рассмотрения.

Замечание 3

В некоторых зарубежных государствах устанавливаются сроки для прохождения законопроекта до времени его принятия.

В Великобритании, например, для частного законопроекта сроки между этапами составляют 4 дня (между первым и вторым чтением), между этапом доклада и третьим чтением — 3 дня.

В РФ до настоящего времени четко не регламентированы сроки рассмотрения законопроекта. Это дает возможность определенным политическим силам затруднить прохождение закона.

На третьем этапе (третье чтение) законопроект проходит окончательное согласование текста, здесь устраняются вероятные внутренние противоречия, происходит установление правильной взаимосвязи статей и изменений, которые внесены в текст в ходе рассмотрения во втором чтении.

Рассматривая законопроект на заседании ГД в третьем чтении, нельзя вносить поправки и возвращать к обсуждению его в целом, как и отдельных глав, статей.

Замечание 4

Если ГД законопроект не принимает на этом этапе, то он не должен в дальнейшем рассматриваться. В случае положительного исхода ания одобренный закон необходимо направить на рассмотрение СФ.

На четвертом этапе происходит рассмотрение закона СФ, на что для высшей палаты Федерального Собрания отведено 2 недели. При отклонении федерального закона СФ палаты вправе сформировать согласительную комиссию для того, чтобы преодолеть возникшие разногласия. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД и СФ.

Закон можно считать одобренным, если за него отдали свои голоса не менее 89 членов СФ (для федерального конституционного закона от 118). Если СФ не смог рассмотреть закон в установленный срок, то его считают одобренным и направляют Президенту РФ с целью подписания и обнародования.

Исключением являются федеральные конституционные законы, приобретающие статус закона только после одобрения ГД и СФ.

Замечание 5

Помимо этого, на обязательное рассмотрение в СФ направляются ФЗ, которые приняты ГД по вопросам, исчерпывающий перечень которых рассматривает 106 статья Конституции РФ.

На пятом этапе происходит рассмотрение федеральных законов Президентом РФ, при этом принятый федеральный закон в течение 5 дней должен быть направлен на подписание и для обнародования Президенту РФ (ст. 107 Конституции РФ). Он должен в течение 2 недель осуществить подписание федерального закона, обнародовав его.

Если Президент РФ в течение этого срока отклоняет закон, то ГД и СФ в соответствующем порядке снова проводят рассмотрение данного закона.

Если же и при повторном рассмотрении он будет одобрен в редакции, которая была ранее принята, большинством (от 2/3 от общего числа членов СФ и от 2/3 депутатов ГД), то он должен быть подписан и обнародован Президентом РФ.

На последнем этапе происходит обнародование и вступление законодательного акта в силу. Тексты любого закона нашей страны должны быть официально опубликованы в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете».

Это происходит в течение семи дней после момента их подписания Президентом РФ. Вступление закона в силу наступает, как правило, после истечения 10 дней после дня, когда они были официально опубликованы.

В результате он вступает в действие на всей территории РФ и может быть применен к отношениям в обществе, которые возникают после введения его в действие.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/zakonodatelnyj-protsess/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.