Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Концепция общественно-экономических формаций

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

К. Маркса

К. Маркс одним из первых в истории социально-гуманитарного знания разработал развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено в его понятии «общественно-экономическая фор­мация».

Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Основанием общественно-экономической формации, по К.

Марксу, лежит способ производ­ства материальных благ, то есть экономическая подсистема.

А.Б. Гофман обращает внимание на то, что К. Маркс понимал под производством весь цикл движения про­изводимого блага, в который входят собственно производство, распределение, обмен и потребление. Особое значение, по К. Марксу, имеет потребление, так как без него нет производ­ства (так же, как и без производства нет потребления).

Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производ­ственные отношения.

К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обес­печивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и челове­ческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение. Главной производительной силой общества К.

Маркс считал человека. Производственные отношения – это отношения людей по поводу производства материальных благ. Они выра­жаются в различных формах собственности на средства производства.

Способ производства составляет системообразующий компонент социальной сис­темы, определяющий остальные ее компоненты. Он создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой.

Способ производства образует базис общества. Помимо базиса, общест­венная формация включает в себя надстройку. В нее К.

Маркс включал прежде всего юри­дические и политические отношения и институты, а также все остальные сферы общественного сознания: мораль, рели­гию, искусство, науку и др.

Несмотря на свою жесткую материалистическую позицию, К. Маркс полагал, что надстройка может быть относительно независима от базиса. Надстройка подчиняется своим законам, которые не совпадают с законами развития базиса. Кроме того, надстройка способна оказывать обратное влияние на базис.

Некоторые эле­менты надстройки вообще не зависят от базиса. Например, в Древней Греции V-IV вв. до н.э.

производительные силы, в частности, и экономика, в целом, были на очень низком уровне развития в то время, как в сфере искусства создавались величайшие шедевры, служившие источником вдохновения для живописцев и скульпторов в течение многих столетий.

В структуру общественно-экономической формации, помимо базиса и надстройки, входит определенная социальная структура. Социальная дифференциация, по К. Марксу, является выражением способа производства, характерного для данной формации. Кроме того, общественная формация включает в себя такие компоненты, как форма семьи, образ жизни и повседневная деятельность людей.

Проанализировав значительный массив историко-статистического материала К. Маркс разработал классификацию общественных формаций.

Все формации немецкий мыслитель делил на антагонистические, которые основываются на частной собственности, и неантагонистические, характеризующиеся коллективной собственностью на средства производства, а, следовательно, отсутствием классовых противоречий. Всего К. Маркс рассматривал пять общественных формаций:

1) первобытную;

2) рабовладельческую;

3) феодальную;

4) буржуазную;

5) коммунистическую.

Перво­бытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родст­венных отношениях.

Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, а потому отношения носят в них антагонистический характер. Чертам будущей коммунистической формации К.

Маркс уделяет значительное внимание в работе «Критика Готской программы», где выделяются следующие характеристики ком­мунистической формации:

1) исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда;

2) исчезновение противоположности умственного и физического труда;

3) превращение труда из средства жизни в первую потребность жизни;

4) всестороннее развитие индивидов;

5) небывалый рост производительных сил общества и общественного богатства;

6) реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям».

Для К. Маркса общественные формации – не просто социальные системы той или иной сложности. Это этапы общественного прогресса, ведущие от «предыстории» к «подлин­ной» истории человечества.

К. Маркс дополнял свою классификацию понятием «азиатский способ производства».

Азиатский способ производства – особая общественная формация, занимающая промежу­точное историческое положение между первобытной и рабовладельческой формациями и основанная на системе земельных общин, объединенных государством, которое является собственником средств производства.

Такие общества были характерны для восточных деспотий, формировавшихся в последние пять столетий до н.э. Кроме того, понятие азиатского способа производства позволяло выйти за жесткие рамки деления истории на пять формаций.

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1430; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-44793.html

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Определение 1

Формационный подход – это общественно-философская теория рассматривающая процесс развития общества с позиции анализа процессов его материального производства, а также общественных отношений, выстраиваемых вокруг него.

Теория общественно-экономических формаций была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом, с использованием материалистической диалектики, как метода анализа общественно-исторических процессов.

В отличие от других теорий общественного развития (идеалистической диалектики Гегеля, цивилизационных подходов) формационная теория опирается на полностью материалистическое понимание как самого общества, так и исторического процесса, равно как и критериев его развития, которые становятся конкретно-измеряемыми величинами.

Формационная теория понимает общество как совокупность общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности и закрепляются во времени, образуя общественные институты. При этом в обществе выделяется две глобальные структурные единицы, к которым сводятся все существующие общественные отношения:

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Базис представляет собой совокупность общественных отношений и процессов сосредоточенных вокруг материального производства. Маркс и Энгельс справедливо указывают, что без материального производства ни одно общество существовать не может, а его остановка неизменно привела бы к гибели общества как такового.

Надстройка является совокупностью политических, религиозных и культурных институтов, которые закрепляют определенное распределение ролей в обществе, соответствующее уровню развития базиса. Маркс и Энгельс выделяют два принципиальных социальных слоя в обществе, которые называют классами – это класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых.

Различия между данными классами заключаются в их отношении к средствам производства.

В то время как класс эксплуататоров обладает правом собственности на средства производства и получает благодаря пользованию этим правом прибавочный доход, эксплуатируемый класс вынужден обменивать свой труд на возможность использовать средства производства, и производить материальная блага как для собственного пользования, так и для обеспечения эксплуататоров.

Замечание 1

Через диалектику и борьбу классов и происходит развитие общества, его переход от более примитивных общественно-экономических формаций к более развитым, и в конечном итоге к коммунизму.

Диалектика производственных сил и отношений

Движущей силой общества, согласно формационной теории выступает диалектический характер материального производства, которые диктует диалектические взаимоотношения между классами общества. Важнейшими элементами материального производства выступают производительные силы и отношения.

Производительные силы представляют собой совокупность всех тех трудовых усилий, навыков и способов производства, технологий, а также средств производства, т.е.

инструментов, благодаря которым процесс материального производства осуществляется непосредственно.

Производительные силы находятся в постоянном развитии, благодаря совершенствованию навыков труда, выработки новых приемов, которые передаются из поколения в поколения, внедрения технологических новшеств и научных изобретений.

Производственные отношения включают в себя все те общественные отношения которые складываются вокруг материального производства, от самих трудовых отношений, процессов управления и администрирования, обмена и распределения произведенных благ и безусловно отношений собственности как по отношению к средствам производства, так и к производимым продуктам. В отличие от производительных сил отношения склонны к консервации, т.е. сложившись в определенный момент, они поддерживают получившуюся социальную систему без учета и даже вопреки развитию производительных сил.

Данное противоречие и служит источником социальных преобразований в обществе. Когда развитие производительных сил достигает своего предела в рамках определенной общественно-экономической формации, в обществе обостряются социальные, классовые конфликты, обусловленные консервативностью производственных отношений.

Как результат обществе претерпевает революционные изменения в ходе которых существующая надстройка, в первую очередь политическая система, полностью демонтируется и на ее месте возникает новая, закрепляющая новое распределение производственных сил и отношения. Новая формация наследует определенные черты старой, а также закладывает черты будущих формаций.

В ее рамках производительные силы продолжают свой рост в рамках запаса прочности сложившийся системы.

Формации

Определение 2

Формация – это конкретный тип общества, существующий в определенный исторический период и характеризующийся специфическим способом производства.

В рамках теории Маркс выделял пять основных формаций:

  • первобытнообщинную,
  • рабовладельческую,
  • феодальную,
  • капиталистическую,
  • коммунистическую.

Первобытнообщинная и коммунистическая формации относятся Марксом к числу неантагонистических – в них отсутствует классовое деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.

На первобытном этапе каждый член племени в равной степени участвует в процессе производства, не отчужден от продуктов своего труда, а их распределение осуществляется по справедливому принципу.

Однако по мере совершенствования техники труда, орудий труда, а также численного роста племени, расширения зоны его географического обитания и контактов с другими племенами количество производимых благ начинает превышать собственные потребности племени.

Как результат внутри племени начинаются процессы расслоения, преобразования родовой общины в соседскую, кроме того племя может позволить прокормить дополнительных работников, например, рабов, захваченных во время войны.

В рабовладельческой формации уже присутствуют классы –рабовладельцы и рабы, однако со временем соотношение затрат на содержание рабов и производительность их труда приводит к тому, что труд лично-свободных крестьян становится более выгодным. На обломках рабовладельческих государств формируются феодальные общества.

Однако развитие науки, внедрение машинных способов производства, расширение географии существования обществ влекут за собой новые изменения. Земля перестает быть главным и единственным средством производства, на ее место приходит капитал, который сосредоточен в руках нового класса.

В ходе буржуазных революций на смены феодальным приходят капиталистические формации.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/teoriya_obschestvenno-ekonomicheskih_formaciy_k_marksa/

Теория общественно-экономической формации

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

К.Маркс представил всемирную историю как естественно-исторический, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.

Используя в качестве основного критерия прогресса – экономический – тип производственных отношений (прежде всего, форму собственности на средства производства), Маркс в истории выделяет пять основных экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

Первобытнообщинный строй – первая неантагонистическая общественно-экономи-ческая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате ее разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим формациям.

Среди ранних ступеней классового общества некоторые ученые, кроме рабовладельческого и феодального способов производства выделяют особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию.

Этот вопрос остается дискуссионным, открытым в обществознании и сейчас.

“Буржуазные производственные отношения, – писал К.Маркс, – являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества”[37]. На смену ей закономерно приходит, как предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, целостная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе характерного для нее способа материальных благ.

Из двух основных элементов способа производства (производительные силы и производственные отношения) в марксизме ведущим считается – производственные отношения, по ним определяется тип способа производства и, соответственно, тип формации.

Совокупность господствующих экономических производственных отношений составляет Базис общества. Над базисом возвышается политическая, юридическая надстройка.

Эти два элемента дают представление о системном характере общественных отношений; служат методологической основой в изучении структуры формации (см.: схему 37).

СХЕМА 37

Духовная жизнь общества Политика и Право Социальные отношения и институты НАДСТРОЙКА
Надстройка обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на базис Базис определяет надстройку (в материализме эта связь считается основной)
БАЗИС совокупность экономических производственных отношений в структуре формации

Последовательная смена общественно-экономических формаций движется противоречием между новыми, развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности смены формаций.

1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая разрешает противоречие в способе производства (между производительными силами и производственными отношениями) и в результате этого меняется вся система общественных отношений.

Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии. Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется:

· – в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени (например, славянские народы минули стадию рабовладения);

· – в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей;

· – в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономиче-ские уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.

Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени (так называемая трехчленка):

1. Первичная формация (первобытное общество) раннеклассовые общества личная зависимость (человек – раб, поглощен тотальностью рода)
2. Вторичная формация (частично феодализм и капитализм) внешняя зависимость (человек юридически свободен, но вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу)
3. Третичная формация (будущее общество) свободная индивидуальность (реальный гуманизм, реальная свобода, условия для всестороннего развития сущностных сил человека – реализация цели и смысла общественного прогресса)

Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса) и обществознания в целом.

Источник: https://studopedia.ru/18_18034_teoriya-obshchestvenno-ekonomicheskoy-formatsii.html

Теория общественно – экономических формаций к. Маркса

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Категория ОЭФ представляет результатисследования общества с позицииматериалистической диалектики, чтопозволило Марксу К. и Энгельсу Ф.преодолеть абстрактный в неисторическийподход в понимании общественной жизни,открыть общие и специфические законысоциального развития, установитьпреемственность между различнымиэтапами истории.

Развитиеобщественно-экономической формации ипереход от одной общественно-экономическойформации к др. в марксистской философиирассматривается как естественно-исторический процесс.

ОЭФ – этосоциально-производственная органическаяцелостность со своим способом материальногопроизводства, с присущими ей особымипроизводственными отношениями, своимиформами общественной организации труда,устойчивыми формами общности людей иотношений между ними, специфическимиформами управления, организации семейныхотношений, определёнными формамиобщественного сознания. Системообразующимпринципом ОЭФ является способ производства.Смена способов производства определяетсмену общественно-экономическихформаций.

ОЭФ, (или строй) — это историческисложившийся тип общества, в основекоторого лежит определённый способпроизводства.

Способ производства, лежащий в основеобщественно-экономической формации,есть единство взаимодействияпроизводительных сил и производственныхотношений (отношений собственности насредства производства).

На основе способапроизводства формируются надстроечныеотношения (политические, юридическиеи идеологические институты общества),которые как бы закрепляют сложившиесяпроизводственные отношения.

Единствовзаимодействия надстройки и способапроизводства и составляет ОЭФ.

По Марксу, человечество прошло 4 ОЭФ— первобытную, рабовладельческую,феодальную и капиталистическую, а пятая— коммунистическая — должна наступитьв будущем и является окончательной.

На начальном этапе истории трудмалопродуктивен, поэтому все членыобщества равны в своей бедности(“первобытный коммунизм”).

На основесовершенствования орудий труда иобщественного разделения труда повышаетсяего производительность и появляетсяприбавочный продукт, а вместе с ним иборьба за его присвоение. Т.о.

возникаетклассовая борьба за право собственностина орудия производства, в ходе которойвозникает государство как орудиеклассового господства, а также иопределённая идеология как духовноеобоснование и закрепление привилегированногоположения определённых социальныхгрупп в обществе.

ОЭФ – идеальная модель историческогоразвития, в истории не существовало ине существует “чистых”общественно-экономических формаций,на любом этапе истории в обществеприсутствуют как господствующиеобщественные отношения, характерныедля господствующего способа производства,так и пережитки прошлого способапроизводства и зарождающиеся новыепроизводственные отношения.

Данилевский выступил противделения мировой истории на античность,средние века, новое время, подчеркивая,что подобное деление имело значениетолько для Европы; Азию, да и Россию,это не затронуло, у них – свои тысячелетияистории, идущие с европейской параллельно.

Заслуга Данилевского состоит и в критикетак называемого «европоцентризма».Он утверждал, что Европа – эторомано-германская цивилизация, а нецивилизация вообще, – то есть это одиниз вариантов «культурно-историческихтипов», известных истории человечества.

Особо он выделял «качественно новый»- славянский – тип, утверждая, что«славянский мир противостоит Европе».Возможно, поэтому длительное время внауке его называли идеологом «панславизма».

За этим типом он видел будущее: моложеЕвропы приблизительно на 500 лет; единствона основе православия в отличие отскептицизма, дехристианизации ЗападнойЕвропы и т.п.

Большой вклад в развитие теориицивилизации внес Освальд Шпенглер(1880-1936) Историю Шпенглер рассматривалкак врожденную творческую способность.

Отмечая множественность путей развитияцивилизаций, как и Данилевский, Шпенглерсчитал, что каждая цивилизация проходилав своем развитии стадии, аналогичныестадиям в жизненном цикле человека:рождение, детство, юность, зрелость,старость и смерть.

Рассмотрев 7крупнейших цивилизаций мировой истории(египетскую, китайскую, арабскую,греко-римскую, мексиканскую, семитскуюи западную), он пришел к выводу: среднийжизненный цикл цивилизации – около 1000лет.

В знаменитой работе «Упадок Запада»Шпенглер говорит о неизбежной гибелизападноевропейской цивилизации (подобнотому, как погибли прежде величайшиецивилизации мировой истории).

Одним из основных положений в его анализезападной культуры стало положение обаналитической подготовленностисобытий различных веков и культур. Так,морфологически (биологически) Наполеоноказывается подобием АлександраМакедонского; и в будущем, подчеркивалШпенглер, Запад ждет своего Юлия Цезаря.

Ш. противопоставлял понятия «цивилизация»и «культура», считая цивилизациюпоследней стадией культуры и одновременно- смертью культуры (цивилизация – это ненарод, а безликая управляемая масса;деньги, «хлеба и зрелищ» вместо религиозныхпраздников; секс вместо любви иматеринства; работа вместо деяний ит.д.).

Вслед за Данилевским он выступил противученых, всю историю объяснявших с точкизрения западной цивилизации и считавшихкультуру Запада центром, вокруг котороговращаются все иные культуры.

Он былпротив «привилегированного» положениязападной или античной цивилизации вмировой истории, науке, отстаиваямножественность путей развития, яркостьи самобытность каждой из цивилизаций,их вклад в развитие человечества, мировуюкультуру и науку.

Исследуя различныецивилизации, он пытался найти в каждойиз них gestalt («душу», «изюминку») -характерные именно для нее общую формуи стиль. Символом греческой цивилизацииШпенглер считал тело, его красоту;западноевропейской – пространство исимвол распятия; символом Востоканазывал безграничную степь.

Автором самого грандиозного труда ХХв. по истории цивилизаций – 12-томного«Исследования истории» – стал английскийученый Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975).

Мировую историю Тойнби, вслед за своимипредшественниками, рассматривал каккруговорот сменяющих друг друга локальныхцивилизаций. По концепции Тойнби,история – это не только естественноисторическийпроцесс, она имеет смысл.

В историивсегда нужно учитывать наличие двухсторон – объективной и субъективной;история начинается не с возникновениячеловека, а когда человек сталкиваетсяс трудностями, проблемами: например, сизгнания – не рай начало истории, агрехопадение; или с ухода евреев изЕгипта под влиянием Моисея начинаетсяистория этого народа; для России такимфактором было нашествие кочевников – витоге возникло Великое Московскоецарство и т.п.

Тойнби ввел понятие «вызов и ответ»для объяснения причин рождения,расцвета и падения цивилизации. Рождениецивилизаций древности он связывал свнешними факторами, со способностьюлюдей дать ответы на вызовы, брошенныеПриродой.

Ослабление же и разложение,гибель цивилизаций Тойнби объяснялвлиянием внутренних факторов -неспособностью правящей элиты датьответы на встающие перед обществомпроблемы.

Причина разложения цивилизациивсегда коренится в присущих структуреданного общества дефектах.

Метод Тойнби отдельные ученые называютэнвайронментальным (от английскогоenvironment – окружающие условия, среда).

Рассматривая цивилизации какмакрокультуры, системы или организмы,Тойнби отмечал, что каждая из них имеетсобственную духовную или социальнуюструктуру; свои институты, элиту, кадры.Носителем цивилизации, как правило,является церковь.

Каждая цивилизация,по его мнению, существует сепаратно исамобытно, основана на конечных ценностяхв своем мировоззрении, что проявляетсяв стиле, общей культуре и др.; если стильутрачен и воцаряется эклектика, – этопризнак распада цивилизации.

Если элитаправит, опираясь на чуждые образцы,традиции, – она не органична даннойцивилизации и обречена.

Тойнби утверждал, что каждая цивилизацияобладает динамикой, то есть развивается,проходя через цикличные фазы генезиса,роста, созревания, увядания и упадка-распада.

Прогресс человечества он видел в духовномсовершенствовании, эволюции: отпримитивных анимистических верованийчерез универсальные религии к единойрелигии будущего. Тойнби такжекатегорически отрицал взгляд на Западкак центр мировой цивилизации и концепциюо движении человечества к созданиюединой цивилизации на основе западныхценностей.

А. Тойнби предпринял попытку определитьчисло самостоятельных цивилизаций. Наначальном этапе работы, собирая материалы,он называл их около 100; затем сократилдо 36, далее – до 21. В 12-м, последнем томеисследования он остановился на числе13. Многие общества Тойнби отнес либо кпобочным вариантам самостоятельныхцивилизаций, либо к неразвившимся всамостоятельный, неповторимый, самобытныйтип.

Источник: https://studfile.net/preview/7383830/page:43/

Учение К. Маркса об общественно-экономической формации

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии К. Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе.

Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественноэкономической формации.

Термин «формация» (от лат. formatio — образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г. К. Фюксе- лем и затем, на рубеже XVIII — XIX вв.

, широко использовался его соотечественником, геологом А. Г. Бернером. Взаимодействие и смена экономических формаций были рассмотрены К.

Марксом в приложении к докапиталистическим формациям в отдельном рабочем материале, который лежал в стороне от исследования западного капитализма.

Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.

Формация — это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм.

Каждая из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда, исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

Понятие общественной формации К. Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. В связи с этим М. Вебер совершенно справедливо считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, «мысленными конструкциями». Он и сам умело пользовался этим мощным познавательным инструментом.

Это такой прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. К. Маркс называл такие конструкции «чистым» типом, М. Вебер — идеальным типом.

Суть их в одном — выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное объединить в непротиворечивую логическую модель.

Общественно-экономическая формация — общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.).

История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы следующие структурные и динамические элементы:

  • 1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран.
  • 2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом — экономикой.
  • 3. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее — экономических интересов господствующего класса).
  • 4. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим.

Согласно социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса.

Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки.

Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией.

Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти — политика. То есть она реальна — с точки зрения влияния на общественную формацию — лишь во вторую очередь.

Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь.

Под производительными силами марксизм понимал:

  • 1. Людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду.
  • 2. Землю, недра и полезные ископаемые.
  • 3. Здания и помещения, где осуществляется процесс производства.
  • 4. Орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков.
  • 5. Технологию и оборудование.
  • 6. Конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории — личные и вещественные факторы производства.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социотехническую систему производства, а производственные отношения — социально-экономическую.

Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил.

Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве.

Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.

В «Капитале» К. Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил.

Общественно-экономическая формация — это совокупность стран на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты и учреждения, определяющие базис и надстройку общества.

Согласно формационной теории К. Маркса, в каждый исторический период, если сделать моментальный портрет человечества, на планете сосуществуют самые разные формации — одни в своем классическом виде, другие — в своей пережиточной форме (переходные общества, где наслоились остатки самых разных формаций).

Всю историю общества можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называется также общественно-экономическими формациями) пять.

История начинается с первобытнообщинной формации, при которой люди трудились сообща, нс было частной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов. Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства.

На смену рабовладению пришел феодализм — способ производства, основанный на эксплуатации лично и поземельно зависимых непосредственных производителей земельными собственниками. Он возник в конце V в. в результате разложения рабовладельческого, а в некоторых странах (в том числе у восточных славян) первобытно-общинного строя

Сущность основного экономического закона феодализма — производство прибавочного продукта в форме феодальной ренты в виде отработочной, продуктовой и денежной.

Главным богатством и средством производства является земля, которая находится в частной собственности у помещика и сдается крестьянину на временное использование (в аренду).

Тот платит феодалу ренту, продуктами или деньгами, позволяя ему жить ему безбедно и в праздной роскоши.

Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий, который становится, наряду с собствснником-предпринимателем, главной фигурой на следующем — капиталистическом — этапе развития.

Основным способом производства становится добывающая и обрабатывающая промышленность. Феодализм серьезно подорвал основу своего экономического благополучия — крестьянское население, значительную часть которого разорил и превратил в пролетариев, людей без собственности и статуса.

Они заполнили города, где в это Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который ограничивает эксплуатацию определенными нормами, согласованными с юридическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, и пускает свой капитал в оборот.

Размеры получаемой им прибыли определяются ситуацией на рынке, искусством управления и рациональностью организации труда.

Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает людей к равенству на более высокой материальной основе. В планомерно организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государства как машины подавления.

Функционирование и смена формаций подчиняется общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и развития.

Единство исторического процесса не означает, что каждый социальный организм проходит все формации.

Их проходит человечество в целом, «подтягиваясь» к тем странам и регионам, где победил наиболее прогрессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.

Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений, составляет содержание исторического прогресса.

Материалистической теория истории К. Маркса является потому, что определяющая роль в развитии общества принадлежит не сознанию, а бытию людей. Бытие определяет сознание, взаимоотношения людей, их поведение и взгляды. Фундаментом общественного бытия выступает общественное производство.

Оно представляет одновременно процесс и результат взаимодействия производственных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений. Совокупность нс зависящих от сознания людей производственных отношений составляет экономическую структуру общества. Она называется базисом. Над базисом возвышается юридическая и политическая надстройка.

Сюда относятся различные формы общественного сознания, в том числе религия и наука. Базис первичен, а надстройка вторична.

Источник: https://bstudy.net/700064/sotsiologiya/uchenie_marksa_obschestvenno_ekonomicheskoy_formatsii

ЕГЭ. Общество. Тема № 12. Формация и её типы

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием  которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис, то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка.

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис –это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка  включает в себя различные идеологические отношения ( правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления , теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом. Он же выделил типы формаций.

Формация – исторически определенный тип общества, возникающий на определенном способе производства материальных благ.

Структура формации –состоит из базиса и надстройки.

Базис (иначе он называется производственными отношениями)– совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, потребления материальных благ (отношения собственности на средства производства).

Надстройка– это все, что не входит в производство материальных благ, а именно, политические, философские, идеологические, культурные и иные отношения, а также социальные институты, связанные с ними. Тип надстройки определяется базисом, т.е. ведущим в развитии общества является базис (экономика).

Способ производства =производственные отношения (экономический базис общества) + производительные силы.

Производительные силы — люди с их умениями, навыками + средства производства (орудия труда, предметы труда средства труда).

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался  как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.

  • Рабовладельческая формация: средства производства , орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация: средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам.

    Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в  то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.

  • Капиталистическая формация: средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен.

    Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта.

    Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.

  • Коммунистическая формация:  характеризуется общественной формой собственности на средства производства.

    Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%E2%84%96-12-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D1%82%D0%B8%D0%BF/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.