Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Содержание

Из чего состоит зарплата учителя и как правильно учитывать особенности этой профессии при оплате труда

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Руководство страны стремиться сделать профессию школьного учителя более престижной и хорошо оплачиваемой. Для этого происходит поиск новых форм расчёта выплат. Сейчас в нашей стране действуют пилотные проекты, предусматривающие различные схемы начисления. Чтобы понять, какие меры приняты, нужно разобраться, из чего состоит зарплата учителя.

В чем особенности работы учителя в части зарплаты

Статистика по всей стране показывает, что в среднем по России на конец 2019 года зарплата учителя составляет 45608 рублей. При этом минимальная равна 11000, а максимальная (например, на Чукотке) превышает 90000 рублей.

Оплата труда в этой сфере должна принимать во внимание следующее:

  1. Объём проделанной работы по обучению детей.
  2. Квалификацию преподавателя, достигнутую им благодаря образованию, многолетней работе и таланту.
  3. Успехи, достигнутые в образовании и воспитании детей. Здесь имеются в виду не только оценки в школе, но и отношение к ним родителей, успехи в различных конкурсах и олимпиадах, соблюдение дисциплины, проявление дополнительного интереса к предметам и другое.
  4. Особенности работы в более сложных условиях (преподавание в сельской школе, работа на Крайнем Севере, работа с трудными детьми).
  5. Учёт степени интенсивности учительской деятельности.
  6. Оплата дополнительных видов работы (классное руководство, проверка тетрадей, изготовление раздаточного материала и аналогичные виды деятельности).

Работа учителей со школьниками является сложной и многогранной, сопряжена с большой затратой душевных и физических сил и заслуживает достойной оплаты.

Школьные учителя не только обучают детей, но и принимают участие в их воспитании. Поэтому не только они сами, но всё общество заинтересовано в том, чтобы материальное стимулирование соответствовало качеству и количеству их труда.

Зарплата школьного учителя состоит из следующих частей. Каждая из них имеет важное значение для проведения работы с детьми. Выплачиваемая сумма зарплаты включает в себя все перечисленные элементы. 

Базовая часть

В ней непосредственно учитывается деятельность по обучению детей. Её оценивают в количестве часов, потраченных на проведение уроков.

Важно учитывать, что для повышения уровня своей работы, педагоги должны тратить время на своё совершенствование, повышая уровень своих знаний.

Кроме времени, потраченного на уроки, здесь должны учитываться дополнительные виды работы, которые обеспечивают продуктивность основного труда. 

Учителю в обязательном порядке приходится проверять тетради, что требует большого количества времени. Отнимает достаточно сил выполнение классного руководства.

В большинстве случаев учителя делают или занимаются приобретением наглядных пособий по преподаваемому им предмету.

В процессе обучения неоднократно приходится использовать раздаточный материал, который приходится в большинстве случаев делать самостоятельно.

Кроме перечисленного, в эту часть зарплаты включаются доплаты за квалификацию и интенсивность труда. Необходимо принимать во внимание, что иногда выполнение обязанностей может усложняться, что также должно учитываться.

Все перечисленные и аналогичные виды работ, выполняемыми преподавателями должны оплачиваться в составе основной части базового оклада.

Компенсационные выплаты

В этом разделе речь идёт о более сложных условиях, в которых приходится работать учителям. Для того, чтобы их компенсировать, школьным учителям выплачивается дополнительная сумма. Примерами таких ситуаций являются следующие:

  1. Сложные климатические условия могут включать в себя работу в высокогорных или пустынных районах, на Крайнем Севере.
  2. При наличии опасных, вредных условий.
  3. Более сложные условия работы, которые могут выражаться в замещении других работников, дополнительной работе в выходные, в вечернее или ночное время.
  4. Компенсационные выплаты могут выплачиваться за те виды деятельности, когда преподавателю это сделать необходимо, но такая работа не предусмотрена его должностной инструкцией.

Стимулирующие и премиальные выплаты

Стимулирующие выплаты учитывают особые успехи, достигнутые благодаря учительскому составу школы. Примером может быть занятие на школьной олимпиаде по данному предмету призового места. Такие успехи обычно оценивают в баллах на основе заранее разработанной системы. Каждый балл при этом имеет фиксированную стоимость. Источником выплат обычно являются специальные стимулирующие фонды.

Интенсивность труда может проявляться следующим образом:

  1. Такая, которая выражается в повышении качества знаний учащихся. Это может выражаться, например, в участии в конкурсах и олимпиадах и достигнутых на них успехах.
  2. При работе с большим количеством детей, которое превышает установленные нормы.
  3. Разработка и реализация дополнительных образовательных проектов.

Премиальные — это дополнительные выплаты, которые определяются улучшением текущих показателей работы учителей. При этом может учитываться большой стаж работы или более высокие показатели, достигнутые в работе.

Отдельно рассматривается деятельность следующего рода:

  1. Когда происходит руководство исследовательской деятельностью учащихся. Учитель может помогать в работе и содействовать участию учеников в специализированных конференциях.
  2. Участие в методических мероприятиях. Преподаватель может работать в аттестационной комиссии, участвовать в деятельности методического объединения.
  3. Выполнение дополнительных задач, имеющих отношение к профессиональному документообороту. Примерами такой деятельности могут быть составление авторских рабочих планов, проведение тематического планирования.
  4. Может отмечается высокое качество выполняемых работ:
  5. Освоение инновационных технологий преподавания. Если учитель при этом проявляет мастерство, то это может послужить дополнительным основанием для материального стимулирования.
  6. Если при работе с детьми, у которых имеются недостатки развития, проводится работа на высоком уровне профессионального мастерства, при этом их включают в обычную школьную деятельность.

Выплата стимулирующих надбавок может быть разовой или регулярной. В последнем случае её могут включать в оплате в соответствии с установленными коэффициентами по отношении к базовой ставке. 

Для того, чтобы исключить сложности и недопонимания в процессе определения суммы стимулирующих и премиальных выплат. Необходимо детально разработать критерии их определения и зафиксировать в Положении об оплате труда.

Новая система оплаты труда

Для того, чтобы объективно оценить работу учителя, повсеместно идёт поиск новых систем оплаты труда. В последнее время проводились пилотные проекты в различных регионах. Они привели к формированию трёх основных моделей оплаты.

Новые формы финансирования основаны на применении таких принципов:

  1. Нормативное основание формирования фонда оплаты труда является подушевым. При этом в качестве исходных данных рассматривается количество обучаемых, а не отношение местного руководства к этому учреждению. Образовательное учреждение стремится увеличить качество работы с каждым ребёнком и старается создать для него наиболее привлекательные условия. При этом финансирование, получаемое школой будет представлять собой произведение количества учеников на установленный норматив. Последний определяется на уровне субъекта РФ.
  2. Штатное расписание для учителей определяется образовательным учреждением самостоятельно. При этом основываются на доведённым до школы объёме финансирования и существующими здесь приоритетами и особенностями образовательной программы. В наибольшей степени внимание уделяется штатным учителям.
  3. Оплата труда разделяется на две части: базовую и стимулирующую. В первом случае речь идёт о выплате базовой ставки, составляющей основную часть зарплаты. При этом речь идёт о выполнении основной части обязанностей. При этом в обязательном порядке учитываются условия труда и объём выполняемых обязанностей. Распределение стимулирующей части происходит с участием Совета школы на основе учёта предварительно утверждённых показателей качества работы.
  4. Когда происходит начисление зарплаты, речь идёт не только о проведении уроков. При оплате учитываются также другие виды деятельности: изготовление пособий для обучения, проверка тетрадей, проведение работы с родителями, заведование кабинетом и другие.
  5. Зарплата директора рассчитывается на основе средней оплаты учительского труда. Она рассчитывается таким образом, чтобы не раздувать её сверх меры и одновременно обеспечить достойный уровень материального обеспечения учителей.

Расчет по базовому окладу

При этой модели расчёта оплаты труда зарплата состоит из следующих частей:

  1. Базовая часть рассчитывается на основе количества часов преподавания. Представляет собой их произведение на фиксированную ставку.
  2. Специальные выплаты обычно включают в себя работу с родителями, заведование кабинетом, классное руководство, проверку тетрадей, разработку и изготовление пособий и дидактических материалов. В этой части дополнительно учитываются надбавки за классность и за более трудные условия ведения работы. Для каждого из указанных видов выплат указывается норма в процентах по отношению к основной части оклада.
  3. Стимулирующие выплаты назначаются за высокое качество работы в соответствии с заранее разработанными критериями. Их обычно рассчитывают на основе полученных баллов. При этом полученный результат умножают на стоимость одного балла.

Общая величина учительской зарплаты определяется как сумма этих частей.

Расчет по фиксированной ставке

При этом способе расчёта считается, что учитель всегда работает 36 часов в неделю. Сумма оплаты определяется в зависимости от того, на что именно были потрачены эти часы. В это общее количество могут быть включены учебные и неучебные часы.

В число последних включается, например, время, потраченное на проверку тетрадей. Соотношение учебных и неучебных часов определяется обычно на основе трудового договора учителя. Ставка за часы может быть утверждена на различном уровне: образовательного учреждения, муниципальной власти или региона.

В этом случае расчёт зарплаты выглядит следующим образом:

  1. Определяется, на что потрачены 36 часов. Часть из них — это учебные часы. В общее количество включено, сколько времени потрачено на проверку тетрадей, классное руководство и на другие такого рода цели. Отдельно учитывается количество часов, отработанное в более сложных условиях. Для каждого из перечисленных часов имеется соответствующая ставка.
  2. Стимулирующие выплаты назначаются за достигнутые успехи. Они оцениваются баллами, каждый из которых имеет определённую стоимость.
  3. Все рассчитанные таким образом выплаты суммируются и составляют зарплату, заработанную учителем в соответствии с этой системой оплаты.

Источник: https://naimtruda.com/rekrut/iz-chego-sostoit-zarplata-uchitelya-ot-kakih-faktorov-zavisit.html

Зарплаты учителей и правила их начисления

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Решением правительственной трехсторонней комиссии, координатором которой является вице-премьер РФ Татьяна Голикова, 25 декабря утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений, которые непосредственно касаются и школьных педагогов.

Составные части

Заработная плата школьных педагогов состоит из двух частей – базовой и стимулирующей.

В базовую часть входит базовый оклад, который не может быть ниже МРОТ в регионе, компенсационные выплаты (за вредные и опасные условия работы, тяжелые климатические условия, выполнение сверхурочных работ и др.

) и выплаты за дополнительную работу: классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением и т.п.

Стимулирующие выплаты обычно полагаются за результаты и виды работ, которые не входят в должностные обязанности; это могут быть высокие показатели и достижения как школьников, так и самого педагога.

Например, их можно получить за участие и призовые места учеников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях или за участие в профессиональных конкурсах, а также проведение и подготовку учителем каких-то крупных мероприятий в школе, для школы, муниципалитета или региона. За редким исключением стимулирующие выплаты составляют 5–10% от общего размера зарплаты.
«Эти правила едины для всех, однако размер всех выплат сильно разнится в зависимости от региона; так, за классное руководство в одном субъекте можно получить 500 рублей в месяц, а в другом – до 12,5 тыс., примерно столько в Москве», – сказала «Вестям образования» аналитик Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Светлана Попова.

Она пояснила, что образовательные учреждения в России сами устанавливают систему оплаты труда на основании той, которая принята в муниципалитете, поэтому в разных регионах стимулирующие выплаты также отличаются как размером, так и показателями, за которые они начисляются. Кроме того, в некоторых регионах практикуются доплаты молодым педагогам, при этом это могут быть и разовые подъемные, и доплаты в течение двух-трех лет, чтобы они могли относительно выровняться с другими преподавателями в плане заработка.

Рекомендации на 2019 год

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло в правительстве 25 декабря, были утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в следующем году. Согласно документу, региональные власти не должны допустить снижения уровня зарплаты работников образовательных учреждений, достигнутого в 2018 году, определяемого на основе данных Росстата.

«Снижение базовой части заработной платы не может быть по закону. Скорее снижение заработной платы может быть за счет стимулирующих выплат, которые выплачиваются нерегулярно, – считает Попова. – Вероятно, эти рекомендации помогут удержать заработную плату педагогов на достигнутом уровне.

Когда в 2012 году майским указом президента была поставлена задача по достижению средней заработной платы педагогов не ниже 100% от средней по региону и это было на контроле правительства РФ, субъекты России каждый квартал отчитывались о достижении показателя заработной платы, и им приходилось тем или иным способом искать способы ее повышения».

Поскольку в майском указе 2018 года уже нет акцента на заработную плату, то есть риск, что регионы расслабятся и перестанут контролировать уровень заработной платы, считает аналитик. Поэтому напомнить им, что она не должна снижаться – это правильно. Другое дело – насколько это удастся.

Ведь в регионах заработная плата снижается не по желанию властей, а потому что у регионов не хватает финансовых средств. Когда они исполняли майский указ 2012 года, то Минфин выделял определенные средства на то, чтобы обеспечить достижение заработной платы, сейчас этого нет.

Соответственно вопрос, откуда взять деньги на повышение, остается», – рассуждает Попова.

Дифференциация зарплат в регионах

В августе 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что по итогам первого полугодия средняя зарплата школьного педагога в России составила 42,2 тыс. рублей. При этом целевой показатель в 100% от средней заработной платы по региону достигнут во всех субъектах РФ.

Тем не менее сегодня уровень дохода учителей может разниться в пять-шесть раз в зависимости от субъекта.

«Заработная плата учителя привязана к средней по экономике региона, и это означает, что и в регионе соответствующие зарплаты.

Если сделать так, чтобы во всех субъектах зарплаты были примерно на одном уровне, то у нас получится ситуация, которая была в 90-е годы, когда в более благополучных регионах была катастрофическая нехватка учителей.

Доходы педагогов были везде примерно одинаковы, и в небогатых регионах она зачастую превышала заработную плату в других отраслях и этим создавала привлекательность работы в школе, а в наиболее развитых и финансово относительно благополучных – гораздо ниже, что в последних приводило к оттоку педагогов из системы образования.

И это повторится сейчас, если доходы уравнять. Поэтому тут нужны системные меры как на уровне страны, так и на уровне регионов, чтобы региональная экономика развивалась и заработная плата в целом в субъектах росла», – заключила эксперт.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/18/economics/6647-zarplaty_uchiteley_i_pravila_ih_nachisleniya

Зарплата учителей в России: особенности

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Работа учителей в РФ оплачивается из бюджетных источников, поскольку образование является бесплатным. При этом, в зависимости от региона, квалификации, выслуги и некоторых иных факторов, зарплата учителей может сильно отличаться. Следует разобраться в вопросе обеспечения учителей и том, насколько сильны различия по территории России .

Особенности профессии и факторы влияния на заработки учителей

Главный нюанс профессии учителя заключается в том, что это специалист, обязанность которого – обучение подрастающего поколения согласно выбранному при получении высшего образования профилю. Заработная плата не может быть меньше, чем среднее довольствие педагога, установленное по региону для профессии в целом, и не играет роли, младшие или старшие классы находятся под руководством.

Школьный учитель является не только педагогом, но и бюджетным работником, для которых характерно разделение на категории и имеются отличия в квалификации. Они имеют оплачиваемый отпуск , медообслуживание и возможность выйти на пенсию раньше..

На то, сколько получают учителя , напрямую влияет несколько факторов:

  • Благополучие экономики региона — традиционно зарплата учителя выше в развитых регионах, к примеру,в Москве и на Дальнем Востоке довольствие выше, чем в других областях.
  • Нагрузка – чем больше учитель проводит уроков и внеклассных занятий, тем больше заработный фонд, увеличиваемый за счет стимулирующих выплат и премий. Кроме того, предусмотрена оплата за хорошие результаты учеников.
  • Формат учебного заведения – в частных школах зарплата намного больше, чем в государственных. Этому способствует платность образования и высокий уровень предоставляемых услуг.

Также играет роль и стаж – чем дольше работает педагог, тем выше у него выслуга лет и коэффициент зарплаты. Кроме того, категория и квалификация, приобретаемые на протяжении всего стажа, также будут увеличивать среднемесячный доход.

Средняя зарплата учителя: данные Росстата

Согласно информации федерального органа, собирающего и публикующего статистические данные , средняя зарплата в сфере общего образования по России равняется 45 608 рублям. При этом от формы собственности организации зависит, сколько зарабатывают учителя:

  • федеральные — 79 852 рубля;
  • субъектов РФ — 67 151 р.;
  • муниципальные — 40 377 руб.

При этом в расчетах не учитывалось довольствие педагогов в частных школах, которое дало бы цифры выше. Кроме того, по округам средняя зарплата учителя также сильно отличается:

  1. Центральный — 60 337 рублей.
  2. Северо-Западный – 49000 рублей.
  3. Южный — 34 800рублей.
  4. Северо-Кавказский — 26 300 рублей.
  5. Приволжский — 33 800 рублей.
  6. Уральский — 53 900рублей.
  7. Сибирский — 40 700 рублей.
  8. Дальневосточный — 60 000 рублей.

Таким образом, разница в зарплатах учителей по России достаточно высокая, причем даже в рамках одного федерального округа достаток педработников может иметь различия в 2-3 раза. Преимущественно зарплаты выше на севере страны, поскольку там применяются повышающие коэффициенты.

Учителя говорят о том, что официальные статистические данные не соответствуют действительности, и реальные довольствия, которые Министерство образования может выплачивать , едва достигают 60%-70% от заявляемых показателей.

Состав и расчет зарплаты учителя в РФ

Ранее зарплата педработника формировалась по Единой тарифной сетке и была одинаковой для всей страны. Повышение оклада обеспечивал рост профессионального разряда, которых было 18. В 2008 году была введена новая система оплаты труда, а чиновники договорились, что состоять она будет из трех частей:

  • Должностной оклад — основная часть, размер которой зависит от квалификации учителя и его должности, а также базового количества часов , взятых в расписание . Так, завуч , как и организатор , будут получать ставку больше, чем рядовой учитель .
  • Компенсации — к этой группе относятся доплаты за совмещаемые должности, проведение воспитательного процесса, интенсивность труда , работу во внеурочное время и дополнительные региональные коэффициенты.
  • Стимулирующие — директор самостоятельно распределяет премии, выплаты за выслугу лет и прочие поощрения. Разделение будет зависеть от общего зарплатного фонда и вклада каждого члена коллектива в общий педагогический процесс.

Таким образом, базовый оклад составляет основную часть заработной платы, к нему прибавляются доплаты, устанавливаемые за:

  • классное руководство ;
  • проверку тетрадей учеников ;
  • шефство над кабинетом;
  • работу во внеурочное время;
  • категорию преподавателя ;
  • количество учеников;
  • большую нагрузку, на которую влияет численность обучающихся.

Стимулирующие выплаты относятся не к количеству работы и квалификации, а к результатам деятельности. Доплачивать будут за призеров олимпиад, высокие результаты ЕГЭ и хорошую дисциплину (ведение внутренней документации, качественную работу с журналом).

Квалификационные выплаты полагаются в процентах от общего оклада, при этом молодым специалистам для стимуляции их работы полагаются бонусы. За стаж будут платить :

  • без опыта работы (до трех лет) — 30%;
  • 3-5 лет — 5%;
  • 5-10 — 10%;
  • 10-15 лет — 20%;
  • больше 15-ти лет — 30%.

Решение об использовании стажа при расчетах принимает руководство школы, в отличие от категории. За вторую категорию (начальную) будут доплачивать 10%-40%, первую — 25%-50%, высшую 40%-60%. При этом неважно, преподается биология или английский , разница в зарплатах будет незначительной.

Показатели указаны в диапазоне возможных процентов, поскольку устанавливаются на региональном уровне. Если учитель имеет средне-специальное образование, то вправе рассчитывать на квалификационную доплату в 30%, для тех, кто окончил институт , полагается 50%.

Компенсационных выплат гораздо больше, они могут назначаться за:

  • работу в лицее или гимназии — 15%;
  • классное руководство в старших и средних классах — 20%;
  • руководство в начальных классах — 15%%
  • проверку тетрадей по математике, иностранным языкам , черчению — 10%;
  • сельский стаж (работа в сельской местности) — 25%;
  • звание народного/заслуженного учителя — 15% и т.д.

Если человек работает в разных школах, компенсации для него будут складываться , что позволит произвести увеличение дохода.

Благодаря отдельным региональным бюджетам, оклады различаются. Чтобы выяснить, насколько ощутимой бывает разница, следует изучить разные регионы. По тем же данным Росстата, наименьшие показатели того, сколько получает учитель начальных и старших классов , наблюдаются в школах:

  1. Чеченской Республики — 23 981 рубль.
  2. Карачаево-Черкесской Республики — 24 876 рублей.
  3. Республики Дагестан — 25 730 руб.
  4. Республики Мордовия — 24 213 рублей.
  5. Пензенской области — 26 939 р.

Наибольшие зарплаты наблюдаются в Уральском и Дальневосточном округах. самой большой средней зарплаты педагогов возглавляет Ямало-Ненецкий автономный округ с показателем в 118 400 рублей.

Также высокие показатели установлены в Магаданской области (100 416 руб.) и Ненецком автономном округе (104 900 рублей). В остальных регионах показатель заработка не превышает 100 тыс.

рублей, что показывает примерный разброс между зарплатами в 2-3 раза.

Зарплата учителя в Москве равняется 95 тысячам рублей, что в эквиваленте составляет более тысячи долларов. Основную роль в этом играет экономическое благосостояние в регионе и большое количество учеников. Санкт-Петербург , несмотря на развитость, предлагает вдвое меньше, в среднем это 55 000 рублей.

Зарплаты учителей в Америке и Европе

Согласно статистике , зарплата российских учителей в долларовом эквиваленте составляет от 300 долларов. Это крайне низкий показатель, особенно если сравнивать с Америкой , где зарплата педработников начинается от 3500 долларов. В Европе престижная профессия ценится еще больше, поскольку средний уровень дохода учителя в Германии — 5 000 долл., Франции — 2 500 долларов.

В развитых странах Запада на образовании строится общество, а качественные системы преподавания обеспечивают будущее. Помимо высоких окладов, учителя имеют хорошее социальное обеспечение, технологичные классы и необходимое прикладное оборудование. Поэтому у педагогов нет материальных затруднений, и они могут позволить себе высокий уровень жизни.

Пенсия за выслугу лет для учителей РФ

У учителей, в сравнении с некоторыми другими профессиями, есть преимущество — возможность выйти на пенсию по выслуге лет. Это предполагает, что, отработав 25 лет в школе или другом учебном заведении, человек имеет право уйти на заслуженный отдых. Выпускник, который начал работать в сфере образования после выпуска (в среднем – 23 года), уже к 48 годам получит право уйти на покой.

Здесь есть нюансы, связанные с тем, что у претендента должны быть накоплены пенсионные баллы, хотя бы минимум . В 2019 году необходимо иметь 16,2 балла, а начиная с 2025 года количество станет равно 30-ти баллам после постепенного увеличения.

Частные и государственные школы: разница

Как учителя без опыта работы, так и опытные педагоги все чаще уходят работать в частные образовательные учреждения.

Это продиктовано тем, что последние предоставляют свои услуги платно, а требования к квалификации педагога и его преподавательским навыкам гораздо более высокие. Благодаря этому зарплата отличается примерно в 1,5-2 раза не в пользу государственных учреждений.

То есть, если средняя зарплата по региону составляет 50 тысяч рублей, зарплата учителя начальных классов в частном заведении может достигать 70-100 тысяч рублей в месяц.

Отличия зависят от предмета, выбранного учителем, его опыта работы и размера школы. Нюансы заключаются в том, что зарплату учителю в частной школе могут назначать вне зависимости от его категории и нагрузки. Даже обучая один класс , он может получать столько же, сколько и его коллега на вакансии в государственной школе, взявший пять классов.

Но право на льготную пенсию по выслуге лет все же имеется. Правда, это возможно только при условии, что частная школа получила государственную аккредитацию, то есть прошла лицензирование, и работа в ней будет считаться педагогической деятельностью.

Курс на повышение зарплат учителей: как реализуется, нововведения в расчете зарплат

Учитывая плачевное финансовое положение учителей, отсутствие у молодых специалистов интереса к работе в школе за низкую зарплату и уход перспективных кадров в другие направления, государство разработало схему повышения зарплат.

Текущий курс предполагает повышение заработной платы учителей примерно на 50% от установленных региональных величин. То есть, зарабатывавший 30 тысяч рублей человек, после повышения будет получать 45 тыс. рублей, что достаточно ощутимо.

Уже в 2019 году повышение зарплаты учителям составит 6%, за 2020 год планируется повысить доход педработников на 5,4%, в 2021 году — на 6,6%. То есть, средний рост зарплат в год составит 6%. При таких условиях средняя зарплата учителя в столице России – Москве – перейдет за показатель в 100 000 рублей ежемесячно, а в других регионах материальное обеспечение значительно улучшится.

Кроме увеличения зарплаты, государственные образовательные структуры разработали и курсы повышения квалификации для современных учителей.

Это сделано для того, чтобы учитель соответствовал растущей зарплате и обеспечивал качественный образовательный процесс. Изменений в самом расчете заработной платы не предвидится, система останется старой.

Они не требуются, ведь сравнительно недавно, в 2008 году, была введена в действие НСОТ, изменившая порядок исчисления учительских зарплат.

Зарплата учителей в Российской Федерации колеблется от 25 000 до 110 000 рублей. Она зависит от квалификации работника , его категории, преподаваемого предмета и экономической ситуации в регионе .

В сравнении с частными школами и учебными заведениями других стран, российские школы предлагают крайне низкие зарплаты. Но курс на их повышение уже взят и будет реализован в ближайшие годы.

Источник: https://VisaApp.ru/polezno-znat/zarplata-uchitelej-v-rossii-osobennosti.html

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. Существует базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В этой статье отвечаем на основные вопросы.

В этой статье мы рассказываем:

  • Из чего складывается зарплата учителя
  • Как производится расчет заработной платы учителя
  • Про тарифные сетки НСОТ и ЕТС
  • Что говорят педагоги в разных регионах

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше. 

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка.

Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения.

Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

  • оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
  • компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
  • стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками. Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % – эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории.

В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты.

К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство.

В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство, 
  • проверку тетрадей, 
  • заведование кабинетом, 
  • внеурочную работу, 
  • категорию, 
  • количество учеников, 
  • большую нагрузку. 

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов). 

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады; 
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся). 

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период.

Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога.

Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа.

Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа. 

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки.

Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %.

Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком.

Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

Что на самом деле

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/zarplata-uchitelia-v-rossii-kak-formiruetsia-i-ot-chego-zavisit-5c092cc2998cfe00a955c844

Почему учителя ждут новую систему оплаты труда

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Низкие оклады – одна из самых наболевших проблем для педагогов. В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя – три-четыре тысячи рублей.

Все остальное – компенсационные и стимулирующие выплаты, которые на местном уровне начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за разные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы.

Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. “Провинился” в чем-то перед директором? Заветные баллы можешь и не получить.

Володин предложил отказаться от понятия средней зарплаты учителей и врачей

И это при том, что из года в год Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений направляет рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады.

– В 2020 году в сфере образования проведен очередной мониторинг оплаты труда педагогов. Данные неутешительные.

Более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы учителей, не достигает 30 процентов, – рассказала “Российской газете” заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова.

– Более того, по нашим данным, в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за норму учебной нагрузки не достигают даже уровня федерального МРОТ.

Что это значит на практике? С одной стороны, в России средняя зарплата учителя “привязана” к средней по экономике региона.

С другой, чем меньше оплата за норму учебной нагрузки – 18 часов, тем меньше учитель защищен и чаще соглашается работать с большей нагрузкой. Многие педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки.

А ведь кроме преподавательской работы в классе есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, классное руководство, бесконечные отчеты и работа с родителями…

– По экспертным данным профсоюза, средняя нагрузка учителя в России – не менее 1,7 ставки. И средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки.

Как это происходит? Конец учебного года, май: директор школы объявляет вакансию, затем все лето ждет, что кто-то на нее придет.

И если к сентябрю новый сотрудник так и не появился, нагрузка распределяется между педагогами, которые уже работают в школе, а вакансия закрывается, – говорит Татьяна Куприянова. – Поэтому подсчитать реальную нехватку педагогов в стране очень сложно.

В прошлом году в российских школах были открыты более 13 тысяч вакансий для учителей. Но на самом деле, как считают эксперты, нехватка может быть гораздо больше.

– “Дистанционка” показала всем, насколько важен и сложен труд учителей. Благодаря их самоотверженной работе образовательный процесс в период самоизоляции не прекращался ни на минуту, – рассуждает Татьяна Куприянова. – Поэтому поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей.

Нужно начинать разрабатывать отраслевую систему оплаты труда уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Готовить подзаконные акты. Тем более что есть многолетние наработки: нужно увеличивать гарантированный уровень оплаты труда учителей – а это ставки и оклады.

Нужно установить на федеральном уровне четкий перечень обязательных для сферы образования компенсационных и стимулирующих выплат.

В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя – три-четыре тысячи рублей

По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина к 1 ноября минпросвещения совместно с минтрудом, минфином, Общероссийским профсоюзом образования должны представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов.

Что важно – с учетом формирования базовой ставки зарплаты педагога исходя из продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также с целевыми показателями уровней зарплаты педагогов, определенными в 2012 году указами президента России.

Поручение опубликовано на официальном сайте кабмина.

Официально

“На рассмотрении в Госдуме находится законопроект “О внесении изменений в статью 144 ТК РФ в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений”.

Законопроектом предлагается наделить правительство России правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера, – рассказали “Российской газете” в минтруде. – Наделение правительства этим полномочием позволит при необходимости устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли. Предварительная работа по утверждению требований к структуре заработной платы педагогических работников ведется Минпросвещения России в рамках реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, утвержденной распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р”.

Инфографика “РГ”/Александр Чистов/Ксения Колесникова

Источник: https://rg.ru/2020/08/03/pochemu-uchitelia-zhdut-novuiu-sistemu-oplaty-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.